Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 20 марта 2001 г. N А05-9253/00-638/14
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кочеровой Л.И., судей Клириковой Т.В., Троицкой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Северодвинску на решение Арбитражного суда Архангельской области от 08.12.2000 по делу N А05-9253/00-638/14 (судья Лепеха А.П.),
установил:
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Северодвинску (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Транзит" 21 060 руб. 93 коп. финансовых санкций на основании пункта 2 статьи 119, пункта 2 статьи 120, пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением суда от 08.12.2000 в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда и удовлетворить исковые требования, считая, что суд неправильно применил норму материального права - пункт 6 статьи 100 Налогового кодекса Российской Федерации, отказав налоговой инспекции во взыскании с налогоплательщика финансовых санкций из-за пропуска налоговым органом четырнадцатидневного срока рассмотрения акта выездной проверки и возражений и документов налогоплательщика.
Истец и ответчик о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, представители сторон в судебное заседание не явились, поэтому жалоба рассмотрена без их участия.
Законность решения суда проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что налоговая инспекция провела выездную проверку соблюдения обществом с ограниченной ответственностью "Транзит" (далее - ООО "Транзит") налогового законодательства за период с 01.04.98 по 31.12.99, о чем составлен акт от 25.07.2000, который послужил основанием для принятия решения от 02.10.2000 N 32/3312 о привлечении ООО "Транзит" к ответственности, установленной пунктом 2 статьи 119, пунктом 2 статьи 120, пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации. Финансовые санкции составили 21 060 руб. 93 коп. и применены: за неуплату налога на прибыль в 1998 году (с учетом переплаты по этому налогу в 1999 году); за неуплату налога на добавленную стоимость во втором, третьем кварталах и декабре 1998 года (с учетом переплаты по этому налогу в четвертом квартале 1999 года); за неуплату налога на имущество в 1998 и 1999 годах; за неуплату сбора за право торговли в 1998 году; за неуплату сбора на нужды образовательных учреждений в первом квартале 1999 года; за непредставление декларации в течение более 180 дней за первый квартал 1999 года по сбору на нужды образовательных учреждений; за грубое нарушение налогоплательщиком правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, совершенных в течение более одного налогового периода.
Акт проверки подписан налогоплательщиком без возражений, в налоговую инспекцию налогоплательщик разногласия по акту проверки не представил, в судебные заседания представитель налогоплательщика не явился.
Одним из оснований отклонения судом исковых требований явилось несоблюдение налоговой инспекцией установленного пунктом 6 статьи 100 Налогового кодекса Российской Федерации четырнадцатидневного срока рассмотрения акта выездной проверки, разногласий и документов, представленных налогоплательщиком.
Кассационная инстанция считает ошибочным вывод суда о последствиях пропуска налоговой инспекцией указанного срока.
В соответствии с пунктом 6 статьи 100 Налогового кодекса Российской Федерации руководитель налогового органа должен рассмотреть акт налоговой проверки, а также документы и материалы, представленные налогоплательщиком, в течение четырнадцати дней, исчисленных по правилам, установленным статьей 6-1 Налогового кодекса Российской Федерации.
Такой срок установлен в целях регламентации процедуры рассмотрения руководителем налогового органа результатов выездной налоговой проверки, разногласий налогоплательщика и представленных им документов, а также оперативного производства по делам о налоговых правонарушениях, выявленных в ходе осуществления налогового контроля, и приближения момента окончания налоговой проверки к моменту принятия налоговым органом решения по ее результатам. Поэтому пропуск четырнадцатидневного срока рассмотрения акта налоговой проверки, установленного пунктом 6 статьи 100 Налогового кодекса Российской Федерации, не может являться основанием для отказа налоговой инспекции во взыскании финансовых санкций за совершенные налогоплательщиком правонарушения, факты совершения которых налогоплательщиком даже не оспариваются.
В целях защиты интересов налогоплательщика право налоговых органов на взыскание финансовых санкций ограничено другими сроками - трехгодичным сроком давности привлечения налогоплательщика к ответственности, установленным статьей 113 Налогового кодекса Российской Федерации, и сроком давности взыскания санкций, предусмотренным пунктом 1 статьи 115 Налогового кодекса Российской Федерации, который равен шести месяцам и исчисляется со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта, а не со дня принятия решения о привлечении налогоплательщика к ответственности.
Кроме того, в решении по настоящему делу суд указал на неправильное применение к налогоплательщику ответственности за неуплату в 1998 году 187 руб. 83 коп. сбора за право торговли как за неуплату налога на основании пункта 1 статьи 120 Налогового кодекса Российской Федерации, считая, что данный сбор не является налоговым платежом, и по этому основанию отказал во взыскании 37 руб. 57 коп. штрафа. Кассационная инстанция считает ошибочным вывод суда относительно правомерности привлечения налогоплательщика к ответственности за неуплату сбора за право торговли. Согласно подпункту "е" пункта 1 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" сбор за право торговли является местным налогом, поэтому за его неуплату может быть применена ответственность, установленная пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Суд также отклонил требование налоговой инспекции о взыскании с ООО "Транзит" 3 руб. 90 коп. штрафа за непредставление в течение более 180 дней декларации по сбору на нужды образовательных учреждений за первый квартал 1999 года, указав на неправомерное применение налоговой инспекцией к налогоплательщику ответственности, установленной пунктом 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действующей с 18.08.99. Кассационная инстанция считает этот вывод суда не соответствующим законодательству и полагает, что по этому основанию требование о взыскании 3 руб. 90 коп. штрафа не могло быть отклонено. Согласно пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действующей после внесения в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации изменений Федеральным законом от 09.07.99 N 154-ФЗ, предусмотрена ответственность налогоплательщика за непредставление налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней в виде взыскания штрафа в размере 30 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня. Нарушение, за которое налогоплательщик привлекается к ответственности на основании пункта 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации (просрочка представления декларации за первый квартал 1999 года в течение более 180 дней), совершено им после вступления в силу изменений, внесенных в статью 119 Налогового кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 09.07.99 N 154-ФЗ, а следовательно, к налогоплательщику должна применяться ответственность, установленная теми нормами права, которые действовали в день совершения налогового правонарушения.
Несмотря на все вышеизложенное, кассационная инстанция не может принять решение по существу данного иска, так как суд не рассмотрел требования налоговой инспекции о взыскании санкций за неуплату налогов на прибыль, на добавленную стоимость, на имущество, за неуплату сбора на нужды образовательных учреждений, а также о взыскании 15 000 руб. штрафа на основании пункта 2 статьи 120 Налогового кодекса Российской Федерации, отклонив эти требования только на том основании, что налоговым органом пропущен четырнадцатидневный срок рассмотрения акта проверки, возражений и документов налогоплательщика, установленный пунктом 6 статьи 100 Налогового кодекса Российской Федерации. В материалах дела отсутствует Положение о сборе на нужды образовательных учреждений, утвержденное законодательным органом Архангельской области, и суд первой инстанции не применил его. Однако суд первой инстанции должен применить это Положение при рассмотрении требований налоговой инспекции о взыскании штрафов за неуплату этого сбора за первый квартал 1999 года и за непредставление расчета по сбору за тот же период. Поэтому при новом рассмотрении дела суду первой инстанции необходимо дать оценку доводам налоговой инспекции, изложенным в иске, доказательствам, имеющимся в деле, рассмотреть по существу все требования налоговой инспекции и принять законное и обоснованное решение.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 174, пунктом 3 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 08.12.2000 по делу N А05-9253/00-638/14 отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Архангельской области.
Председательствующий |
Л.И. Кочерова |
Т.В. Клирикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 марта 2001 г. N А05-9253/00-638/14
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника