Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 3 апреля 2001 г. N А05-9182/00-349/10
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Троицкой Н.В., судей Кочеровой Л.И. и Никитушкиной Л.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Няндомскому району Архангельской области на решение от 20.12.2000 (судья Калашникова В.А.) и постановление апелляционной инстанции от 13.02.01 (судьи Волков Н.А., Бекарова Е.И., Шашков А.Х.) Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-9182/00-349/10,
установил:
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Няндомскому району Архангельской области (далее - ИМНС) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с иском к акционерному обществу открытого типа "Мясокомбинат Няндомский" (далее - АООТ) о взыскании 2991 рубля налоговых санкций за неполную уплату налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за март 2000 года.
Решением от 20.12.2000 суд отказал в удовлетворении иска, ссылаясь на отсутствие оснований дня привлечения АООТ к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), поскольку в случае неуплаты налогоплательщиком налога с него может быть принудительно взыскана недоимка с начислением пеней на основании пункта 4 статьи 45 и пункта 2 статьи 57 НК РФ.
Апелляционная инстанция постановлением от 13.02.01 оставила решение суда без изменения, указав при этом, что "истцом не соблюден установленный Налоговым кодексом порядок реализации результатов камеральной проверки", который предусматривает право налогового органа вынести решение о привлечении налогоплательщика к ответственности только в случае неуплаты им в срок, установленный в требовании, суммы недоимки и пеней, начисленных по результатам камеральной проверки.
В кассационной жалобе ИМНС просит отменить решение суда и постановление апелляционной инстанции. По мнению истца, обжалуемые судебные акты приняты с нарушением норм материального права, поскольку основания для освобождения АООТ от ответственности, предусмотренные статьей 81 НК РФ, судом не установлены, а в силу пункта 3 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Представители сторон, извещенных в установленном порядке о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, поэтому дело рассмотрено в их отсутствие.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы ИМНС, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа установил следующее.
Из материалов дела следует, что АООТ 24.07.2000 представило в ИМНС дополнительную налоговую декларацию по НДС за март 2000 года, согласно которой налогоплательщик обнаружил занижение им налогооблагаемого оборота, что привело к неуплате 14 952 рублей 60 копеек налога в срок, установленный статьей 8 Закона Российской Федерации от 06.12.91 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (далее - Закон "О НДС").
Согласно акту от 04.08.2000 N 02-24/497-ДСП ИМНС провела камеральную проверку указанной декларации и установила, что налогоплательщик не исполнил обязанность по уплате суммы налога, подлежащего доплате, поскольку у него числится 1 437 200 рублей недоимки по НДС.
Принятым по результатам камеральной налоговой проверки постановлением от 08.08.2000 N 02-24/1889 ИМНС привлекла АООТ к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде взыскания 2991 рубля штрафа за неполную уплату НДС и направила ответчику требование от 08.08.2000 N 02-24/1889 об уплате недоимки и налоговых санкций в срок до 10.08.2000. Ссылаясь на неисполнение указанного требования, ИМНС в порядке статьи 104 НК РФ обратилась в суд с иском о взыскании с АООТ 2991 рубля налоговых санкций.
Действительно, статья 81 НК РФ, устанавливая право налогоплательщика самостоятельно исправить допущенные им при составлении налоговой декларации ошибки, допускает возможность его привлечения к налоговой ответственности при несоблюдении им предусмотренных этой нормой условий. Так, согласно пункту 4 статьи 81 НК РФ если заявление о дополнении и изменении налоговой декларации делается после истечения сроков подачи налоговой декларации и уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности в случае подачи указанного заявления до момента, когда он узнал об обнаружении налоговым органом обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 этой статьи, либо о назначении выездной налоговой проверки. Налогоплательщик освобождается от ответственности в соответствии с этим пунктом при условии, что до подачи заявления он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.
Однако, привлекая налогоплательщика к налоговой ответственности, налоговый орган в силу статьи 10 и пункта 1 статьи 108 НК РФ обязан соблюдать установленный Налоговым кодексом порядок производства по делам о налоговых правонарушениях. Согласно пункту 2 статьи 101 НК РФ, определяющей порядок производства по делу о налоговом правонарушении, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения руководитель налогового органа (его заместитель) выносит по результатам рассмотрения материалов проверки. В силу статей 82 и 87 НК РФ налоговый контроль осуществляется налоговыми органами посредством проведения налоговых проверок (выездных и камеральных) и проверок данных учета и отчетности.
В данном случае представленную АООТ согласно пункту 1 статьи 81 НК РФ дополнительную налоговую декларацию ИМНС правомерно проверила в порядке камеральной налоговой проверки, что соответствует положениям статьи 88 НК РФ.
Однако при вынесении постановления от 08.08.2000 N 02-24/1889 по результатам рассмотрения материалов камеральной проверки истцом нарушен порядок привлечения АООТ к налоговой ответственности, установленный статьей 101 НК РФ, что в силу пункта 1 статьи 108 НК РФ исключает привлечение лица к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Согласно пункту 1 статьи 101 НК РФ материалы проверки рассматриваются руководителем налогового органа (его заместителем). В случае представления налогоплательщиком письменных объяснений или возражений по акту налоговой проверки материалы проверки рассматриваются в присутствии должностных лиц организации-налогоплательщика либо индивидуального предпринимателя или их представителей. О времени и месте рассмотрения материалов проверки налоговый орган извещает налогоплательщика заблаговременно. Если налогоплательщик, несмотря на извещение не явился, то материалы проверки, включая представленные налогоплательщиком возражения, объяснения, другие документы и материалы рассматриваются в его отсутствие.
Согласно материалам дела копия акта камеральной проверки декларации от 04.08.2000 N 02-24/497-ДСП вручена ответчику 08.08.2000 (лист дела 7), и в этот же день руководителем ИМНС вынесено постановление N 02-24/1889 о привлечении АООТ к налоговой ответственности. Данные обстоятельства свидетельствуют о нарушении истцом положений подпунктов 7 и 9 пункта 1 статьи 21 и подпункта 7 пункт 1 статьи 32 НК РФ, согласно которым налоговый орган обязан направить налогоплательщику копию актов налоговой проверки, а последний вправе представить в налоговый орган пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок.
В результате нарушения ИМНС положений статей 21 и 32 НК РФ ответчик был лишен возможности представить в налоговый орган свои пояснения или возражения на акт налоговой проверки и доказать соблюдение им установленных пунктом 4 статьи 81 НК РФ условий, что освобождает его от налоговой ответственности при внесений исправлений и изменений в налоговую декларацию.
Таким образом, постановление ИМНС от 08.08.2000 N 02-24/1889 вынесено с нарушением прав АООТ и установленного пунктом 1 статьи 101 НК РФ порядка привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, что является основанием для освобождения его от налоговой ответственности в силу пункта 1 статьи 108 НК РФ.
При таких обстоятельствах Арбитражный суд Архангельской области правомерно отказал ИМНС в иске о взыскании с АООТ 2991 рубля налоговых санкций, предусмотренных пунктов 1 статьи 101 НК РФ.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы ИМНС, а обжалуемые судебные акты считает законными.
Руководствуясь статьей 174 и пунктом 1 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 20.12.2000 и постановление апелляционной инстанции от 13.02.01 Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-9182/00-349/10 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Няндомскому району Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.В. Троицкая |
Л.Л. Никитушкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 апреля 2001 г. N А05-9182/00-349/10
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника