Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 17 апреля 2001 г. N А56-21255/00
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Троицкой Н.В., судей Кочеровой Л.И. и Никитушкиной Л.Л., при участии от закрытого акционерного общества "Вестмет-снаб" Лакштанова Ф.Г. (доверенность от 10.04.01), Островской С.В. (доверенность от 10.04.01) и Смирнова Н.М. (доверенность от 10.04.01), от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Тосненскому району Ленинградской области Васильева М.С. (доверенность от 15.01.01 N 05-01/268) и Грудского А.Я. (доверенность от 15.01.01 N 05-01/267),
рассмотрев в открытом судебное заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Тосненскому району Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.01.01 по делу N А56-21255/00 (судьи Захаров В.В., Загараева Л.П., Масенкова И.В.),
установил:
Закрытое акционерное общество "Вестмет-снаб" (далее - ЗАО) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Тосненскому району Ленинградской области (далее - ИМНС) о признании недействительным решения налогового органа от 10.08.2000 N 02-03-36/2000 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением от 17.01.01 суд удовлетворил иск, указав на отсутствие оснований для привлечения ЗАО "Вестмет-снаб" к ответственности за неполную уплату налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за 1 квартал 2000 года.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе ИМНС просит отменить решение суда, которое, по мнению налогового органа, принято с нарушением положений пунктов 1 и 3 (абзац 3) статьи 4 Закона Российской Федерации от 06.12.91 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (далее - Закон "О НДС").
В судебном заседании представители ИМНС поддержали доводы кассационной жалобы, а представители ЗАО "Вестмет-снаб" просили оставить ее без удовлетворения, считая решение суда законным и обоснованным.
Изучив материалы дела и доводы жалобы ИМНС, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция установила следующее.
Согласно акту от 23.06.2000 N 02-03-36/2000 ИМНС провела выездную налоговую проверку правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты ЗАО "Вестмет-снаб" НДС за 4-й квартал 1999 года и 1-й квартал 2000 года, в ходе которой выявлена неполная уплата истцом НДС за 1-й квартал 2000 года. По мнению налогового органа, занижение налога на 1 558 449 рублей 09 копеек произошло вследствие того, что ЗАО "Вестмет-снаб", являясь комиссионером по заключенным с ООО "Свирь-сталь" договорам комиссии от 01.12.99 N 1 (на приобретение товаров для комитента и на его средства) и N 2 (на реализацию товаров комитента), не отразило в налоговой декларации обороты и НДС по договору N 1, чем нарушены положения пункта 2 статьи 7 Закона "О НДС" в редакции Федерального закона от 02.01.2000 N 36-ФЗ.
Принятым по материалам проверки решением от 10.08.2000 N 02-03-36/2000 ИМНС начислила ЗАО "Вестмет-снаб" 1 558 449 рублей 09 копеек недоимки по НДС и 197 767 рублей пеней, а также привлекла его к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в виде взыскания 317 690 рублей штрафа.
Признавая недействительным решение ИМНС, суд правомерно указал в решении от 17.01.01 на то, что в силу пункта 3 (абзац 1) статьи 4 Закона "О НДС" при оказании посреднических услуг по договорам комиссии налогооблагаемым оборотом для истца-комиссионера является сумма дохода, полученная в виде комиссионного вознаграждения. Кроме того, применение ИМНС в данном случае положений пункта 2 статьи 7 Закона "О НДС" в редакции Федерального закона от 02.01.2000 N 36-ФЗ противоречит и пункту 1 статьи 5 НК РФ.
Действительно, внесенные Федеральным законом от 02.01.2000 N 36-ФЗ изменения в пункт 2 статьи 7 Закона "О НДС" не могут быть применены при начислении и уплате истцом НДС за 1-й квартал 2000 года, поскольку согласно пункту 1 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. После опубликования Федерального закона от 02.01.2000 N 36-ФЗ очередной налоговый период по НДС начинается с 01.04.2000.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 3 (абзац 1) статьи 4 Закона "О НДС" (в редакции Федерального закона от 25.04.95 N 63-ФЗ) при осуществлении предприятиями посреднических услуг облагаемым оборотом является сумма дохода, полученная в виде надбавок, вознаграждений и сборов.
Ссылку ИМНС на абзац 3 пункта 3 статьи 4 Закона "О НДС" в той же редакции кассационная инстанция считает несостоятельной, так как положения названного абзаца относится к деятельности комитента, занимающегося продажей и перепродажей товаров, в том числе по договорам комиссии и поручения. Согласно этим положениям облагаемый оборот для заготовительных, снабженческо-сбытовых, оптовых и других предприятий определяется на основе стоимости реализуемых товаров исходя из применяемых цен без включения в них налога на добавленную стоимость. В силу статьи 996 Гражданского кодекса Российской Федерации товар, передаваемый комиссионеру на реализацию по договору комиссии, и денежные средства, поступившие на расчетный счет комиссионера от реализации товара, являются собственностью комитента, который и должен исчислить и уплатить налог, исходя из налогооблагаемого оборота, определенного в соответствии с абзацем 3 пункта 3 статьи 4 Закона "О НДС".
Следует также отметить, что порядок исчисления и уплаты НДС разъяснен в пункте 19 Инструкции Госналогслужбы Российской Федерации от 11.10.95 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость", изданной на основании статьи 10 Закона "О НДС". Согласно подпункту "в" названного пункта Инструкции N 39 облагаемым оборотом у комиссионера является сумма комиссионного вознаграждения. При этом сумма налога, подлежащая взносу в бюджет комиссионером, определяется в виде разницы между суммами налога, исчисленными с комиссионного вознаграждения по соответствующим расчетным ставкам, и суммами налога по материальным ценностям (работам, услугам), уплаченным комиссионером соответствующим поставщикам и в установленном порядке относимым у комиссионера на издержки обращения.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы ИМНС, а обжалуемое решение суда считает законным и обоснованным.
Руководствуясь статьей 174 и пунктом 1 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.01.01 по делу N А56-21255/00 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Тосненскому району Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.В. Троицкая |
Л.Л. Никитушкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 апреля 2001 г. N А56-21255/00
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника