Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 8 мая 2001 г. N А56-3886/01
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Троицкой Н.В., судей Кочеровой Л.И. и Клириковой Т.В., при участии от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Невскому району Санкт-Петербурга Светлова А.А. (доверенность от 15.01.01 N 2),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Невскому району Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.02.01 по делу N А56-3886/01 (судья Загараева Л.П.),
установил:
Открытое акционерное общество "Электромеханический завод" (далее - ОАО "ЭМЗ") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском об обязании Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Невскому району Санкт-Петербурга (далее - ИМНС) произвести зачет 2 315 120 рублей 49 копеек налога на добавленную стоимость (далее - НДС), уплаченного при экспортной реализации товаров, в счет погашения недоимки по этому же налогу по внутреннему рынку, а 943 745 рублей 51 копейку НДС по экспорту возместить из бюджета.
Решением от 20.02.01 суд удовлетворил иск на основании пункта 3 статьи 7 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" от 06.12.91 N 1992-1 (далее - Закон "О НДС").
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационных жалобах от 30.03.01 N 16-06/2826 и от 18.04.01 N 16/3304 ИМНС просит отменить решение суда и отказать ОАО "ЭМЗ" в иске. По мнению налогового органа, обжалуемое решение принято с нарушением положений статьи 7 Закона "О НДС", поскольку стоимость товаров с учетом НДС истец частично оплатил ООО "Софт трейд" векселями Сбербанка Российской Федерации (далее - СБ РФ), однако до настоящего времени отсутствуют сведения об оплате этих векселей денежными средствами и уплате НДС поставщиком, а следовательно, в бюджете отсутствует источник возмещения данного налога ОАО "ЭМЗ". При этом ИМНС ссылается на приказ Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (далее - МНС РФ) от 04.05.2000 N АП-2Б-29/230, обязывающий налоговые органы усилить контроль при возмещении из бюджета НДС по экспорту.
В отзыве ОАО "ЭМЗ" просит оставить решение суда без изменения, указывая на несостоятельность доводов кассационной жалобы ИМНС.
Стороны в установленном порядке извещены о месте и времени слушания дела, однако представитель ИМНС в судебное заседание не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в отсутствие заявителя.
В судебном заседании представитель ОАО "ЭМЗ" просил оставить жалобу ИМНС без удовлетворения, считая решение суда законным и обоснованным.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы ИМНС, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, установила следующее.
Согласно материалам дела ОАО "ЭМЗ" 19.12.2000 и 23.01.01 обратилось в ИМНС с заявлениями о зачете 3 258 866 рублей НДС за ноябрь 2000 года, уплаченного поставщикам экспортных товаров, в счет погашения задолженности по НДС по внутреннему рынку за октябрь и ноябрь 2000 года. Для обоснования экспортной льготы истец вместе с налоговой декларацией по НДС представил в налоговый орган пакет документов, предусмотренных пунктом 22 Инструкции Госналогслужбы Российской Федерации от 11.10.96 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" (далее - Инструкция N 39).
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "от 11.10.96 N 39" следует читать "от 11.10.95 N 39"
Письмом от 25.01.01 N 12/54С ИМНС сообщила, что вопрос о возмещении входного НДС за ноябрь 2000 года будет решен только после проведения встречной налоговой проверки поставщика - ООО "Софт трейд". В связи с этим ОАО "ЭМЗ" обратилось в суд с иском об обязании налогового органа зачесть 2 315 120 рублей 49 копеек НДС, уплаченного поставщикам при экспорте товаров, в счет погашения недоимки по этому же налогу, а 943 745 рублей 51 копейку - возместить из бюджета.
Решением от 20.02.01 суд правомерно удовлетворил иск ОАО "ЭМЗ" со ссылкой на пункт 3 статьи 7 Закона "О НДС", установив на основании имеющихся в деле доказательств факт уплаты истцом сумм НДС поставщикам товаров и факт реального экспорта этих товаров, что не оспаривается ИМНС.
Действительно, статьей 7 Закона "О НДС", устанавливающей порядок исчисления налога, предусмотрено право налогоплательщика на зачет или возмещение НДС из бюджета при соблюдении определенных этой нормой условий. В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона "О НДС" сумма налога, подлежащая внесению в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги), и суммами налога, фактически уплаченными поставщикам за материальные ресурсы (работы, услуги), стоимость которых относится на издержки производства.
Право на зачет или возмещение из бюджета НДС при экспорте товаров (работ, услуг) предусмотрено пунктом 3 статьи 7 Закона "О НДС", в котором указано, что в случае превышения сумм налога по товарно-материальным ценностям, стоимость которых фактически отнесена (списана) на издержки производства и обращения, над суммами налога, исчисленными по реализации товаров (работ, услуг), возникшая разница засчитывается в счет предстоящих платежей или возмещается за счет общих платежей налогов в десятидневный срок со дня получения расчета за соответствующий отчетный период.
Порядок применения статьи 7 Закона "О НДС" при экспорте товаров (работ, услуг) разъяснен в пунктах 21 и 22 Инструкции N 39, изданной на основании статьи 10 этого Закона. Согласно пункту 21 Инструкции N 39 возмещение (зачет) налога на добавленную стоимость, фактически уплаченного поставщикам за приобретенные (оприходованные) материальные ресурсы, выполненные работы и оказанные услуги, использованные при производстве экспортной продукции и при экспорте работ и услуг, производится только при наличии у экспортера документов, подтверждающих реальный экспорт товаров, перечень которых приведен в пункте 22 этой же Инструкции.
Таким образом, право налогоплательщика на возмещение из бюджета НДС обусловлено лишь фактом уплаты им суммы НДС поставщику при оплате товара в порядке, установленном пунктом 1 статьи 7 Закона "О НДС", и фактом оприходования товара (пункт 19 Инструкции N 39), а при освобождении от уплаты налога на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 5 Закона "О НДС" - фактом реального экспорта товаров, работ и услуг, подтвержденным перечисленными в пункте 22 Инструкции N 39 документами.
Названными нормами право на возмещение НДС не связывается с фактическим внесением суммы налога в бюджет поставщиками, являющимися самостоятельными налогоплательщиками, и не предусматривается обязанность налогоплательщика подтвердить это обстоятельство при предъявлении сумм налога к возмещению из бюджета. Поэтому кассационная инстанция считает необоснованным довод налогового органа о необходимости до решения вопроса о возмещении налогоплательщику из бюджета сумм НДС, уплаченных при экспорте товара, получить результаты встречных проверок поставщиков.
Несостоятелен и довод ответчика об отсутствии в бюджете источника возмещения предъявленной истцом суммы НДС в случае неуплаты налога его поставщиками, поскольку в пункте 3 статьи 7 Закона "О НДС" указано, что отрицательная разница по НДС "возмещается за счет общих платежей налогов в десятидневный срок со дня получения расчета за соответствующий период". Следовательно, источником возмещения НДС являются поступившие в бюджет общие платежи налогов, в связи с чем для возмещения налога и установлен десятидневный срок со дня получения расчета налогоплательщика за соответствующий период, а не результатов встречных проверок поставщиков.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "от 04.05.99 N АП-2Б-29/230" следует читать "от 04.05.00 N АП-2Б-29/230"
Ссылка ИМНС на приказ МНС РФ от 04.05.99 N АП-2Б-29/230, в котором указано на необходимость усиления контроля при возмещении из бюджета сумм НДС экспортеру, также несостоятельна, поскольку в силу пункта 1 статьи 1 НК РФ этот приказ не относится к законодательству о налогах и сборах. Обязанность налоговых органов осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах посредством налоговых проверок установлена статьями 32, 82 и 87 НК РФ. В случае же неисполнения поставщиками истца, являющимися самостоятельными налогоплательщиками, обязанности по уплате налога налоговый орган вправе в порядке статей 45-48, 75 НК РФ решить вопрос о принудительном исполнении этой обязанности с начислением пеней на неуплаченную сумму налога, а также привлечь такого налогоплательщика к ответственности за неполную уплату налога. Однако Налоговым кодексом Российской Федерации и другими актами законодательства о налогах и сборах не предусмотрены как обязанность одного налогоплательщика уплатить налог за другого налогоплательщика так и его ответственность за неуплату налога другим лицом.
Следует отметить, что действительно Федеральным законом от 02.01.2000 N 36-ФЗ пункт 2 статьи 7 Закона "О НДС" дополнен положением о том, что при использовании векселей в расчетах за поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги) суммы НДС подлежат возмещению (зачету) после оплаты векселей денежными средствами. Однако письмом от 03.02.2000 N ВГ-6003/99а МНС РФ разъяснило, что налогоплательщик-индоссант, использующий для расчетов вексель третьего лица, имеет право на возмещение (зачет) сумм НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) с момента передачи векселя по индоссаменту при условии, что указанный вексель ранее получен в качестве оплаты за отгруженные товары, выполненные работы или оказанные услуги. В таких случаях сумма НДС возмещается индоссанту только в пределах стоимости приобретенных (принятых к учету) товаров (работ, услуг), не превышающей стоимости товаров (работ, услуг), отгруженных индоссантом, за которые ранее получен вексель.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы ИМНС, а решение суда считает законным и обоснованным.
Руководствуясь статьей 174 и пунктом 1 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.02.01 по делу N А56-3886/01 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Невскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.В.Троицкая |
Т.В.Клирикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 8 мая 2001 г. N А56-3886/01
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника