Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 16 апреля 2001 г. N А05-9225/00-661/10
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ломакина С.А., судей Кузнецовой Н.Г. и Петренко А.Д.,
при участии от ОАО "Северное морское пароходство" Хаменушко И.В. (доверенность от 10.04.2001 N 18-05/01-53), Щукина В.В. (доверенность от 03.01.2001 N 18-05/01-10), Бутаковой Н.А. (доверенность от 03.01.2001 N 18/05-06) и Пепеляева С.Г. (доверенность от 10.04.2001 N 18-05/01-54), от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску Москаленко Т.В. (доверенность от 12.04.2001 N 07-07/11812) и Коковина В.В. (доверенность от 04.04.2001 N 07-07/10560),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ОАО "Северное морское пароходство" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 23.01.2001 по делу N А05-9225/00-661/10 (судьи Пигурнова Н.И., Полуянова Н.М., Сметанин К.А.),
установил:
Открытое акционерное общество "Северное морское пароходство" (далее - пароходство) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску (далее - ИМНС по Архангельску, налоговая инспекция) о признании недействительным решения налоговой инспекции от 17.10.2000 N 16-23/5213к об отказе в возмещении из федерального бюджета налога на добавленную стоимость за март и апрель 2000 года.
Решением арбитражного суда от 23.01.2000 признано недействительным решение налоговой инспекции от 17.10.2000 N 16-23/5213к об отказе пароходству в возмещении из федерального бюджета налога на добавленную стоимость за март и апрель 2000 года в части, касающейся возмещения из бюджета налога на добавленную стоимость от суммы валютной выручки, поступившей на счета пароходства в уполномоченных банках Российской Федерации. В остальной части иска отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе пароходство просит отменить решение арбитражного суда от 23.01.2001 в части отказа в иске о признании недействительным решения налоговой инспекции об отказе в возмещении из федерального бюджета налога на добавленную стоимость от сумм валютной выручки, не поступившей на счета пароходства в уполномоченных банках Российской Федерации, использованной агентами пароходства за границей для оплаты расходов, банковских и иных комиссий, и принять новое решение, указывая на неправильное применение судом норм материального права.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что пароходством представлены в налоговую инспекцию налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость за март и апрель 2000 года, а также заявление о возмещении из федерального бюджета налога на добавленную стоимость, фактически уплаченного поставщикам за приобретенные (оприходованные) материальные ресурсы, выполненные работы и оказанные услуги, использованные при оказании экспортируемых услуг.
В обоснование возмещения из бюджета налога на добавленную стоимость пароходством представлены в налоговую инспекцию документы, подтверждающие экспорт части услуг (выписки банков, которые подтверждают фактическое поступление выручки от реализации услуг иностранному лицу на счета пароходства в российских банках, зарегистрированные в налоговых органах).
Однако в части оказания иностранному лицу услуг по перевозке пароходством не представлены в налоговую инспекцию выписки банков, подтверждающие фактическое поступление выручки от реализации услуг на счета истца в российских банках, зарегистрированные в налоговых органах, либо доказательства обоснованности и законности непоступления части валютной выручки на указанные счета пароходства в российских банках.
Налоговой инспекцией проведена камеральная проверка представленных деклараций.
По результатам рассмотрения материалов проверки налоговой инспекцией вынесено решение от 17.10.2000 N 16-23/5213к об отказе в возмещении из бюджета налога на добавленную стоимость в полном объеме.
В решении указано, что пароходством в подтверждение факта поступления выручки на счета агентов представлены: финансовые отчеты агентов, стейтменты, кредит-ноты, кредитовые авизо, "документы без наименования, полученные от агентов".
Налоговой инспекцией не оспариваются правомерность применения пароходством льготы, предусмотренной подпунктом "а" пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость", а также факт уплаты истцом налога на добавленную стоимость при расчетах с поставщиками за приобретенные (оприходованные) материальные ресурсы, за выполненные работы и оказанные услуги, использованные пароходством при оказании экспортных услуг.
Однако, по мнению налоговой инспекции, пароходством неправомерно предъявлен к возмещению из бюджета налог на добавленную стоимость по экспорту услуг в части выручки, не поступившей на счет истца в уполномоченном российском банке, поскольку пароходством не представлены доказательства законности и правомерности использования этой части валютной выручки за границей.
Отказывая в удовлетворении иска в этой части, суд указал, что пароходством не доказаны поступление валютной выручки в собственность или в распоряжение за границей и правомерность расходования этой части валютной выручки, а также обоснованность незачисления этой части валютной выручки, использованной за границей, на счета в уполномоченных банках в Российской Федерации.
Кассационная инстанция считает, что жалоба подлежит удовлетворению.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" от налога на добавленную стоимость освобождены экспортируемые товары, работы и услуги, а также работы и услуги по транспортировке, погрузке, разгрузке, перегрузке экспортируемых товаров и по транзиту иностранных грузов через территорию Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая внесению в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги), и суммами налога, фактически уплаченными поставщикам за материальные ресурсы (работы, услуги), стоимость которых относится на издержки производства и обращения.
Согласно пункту 3 статьи 7 названного Закона в случае превышения сумм налога на добавленную стоимость по товарно-материальным ценностям, стоимость которых фактически отнесена (списана) на издержки производства и обращения, а также по основным средствам и нематериальным активам над суммами налога, исчисленными по реализации товаров (работ, услуг), возникающая разница засчитывается в счет предстоящих платежей или возмещается за счет общих платежей налогов в десятидневный срок со дня получения расчета за соответствующий отчетный период.
Аналогичный порядок зачета или возмещения сумм налога, уплаченных поставщикам, применяется при реализации товаров на экспорт, которые освобождаются от налога на добавленную стоимость.
Как следует из пункта 21 Инструкции Госналогслужбы Российской Федерации от 11.10.95 N 39, возмещение (зачет) налога на добавленную стоимость, фактически уплаченного поставщикам за приобретенные (оприходованные) материальные ресурсы, выполненные работы и оказанные услуги, использованные при производстве экспортной продукции и при экспорте работ и услуг, перечисленных в подпункте "а" пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость", производится только при наличии у экспортера документов, подтверждающих реальный экспорт товаров. Перечень таких документов приведен в пункте 22 Инструкции.
В соответствии с этим пунктом для обоснования льгот по налогообложению экспортируемых за пределы государств - участников СНГ товаров, в том числе через посреднические организации, по договору комиссии или поручения, в налоговые органы в обязательном порядке, помимо контракта и грузовой таможенной декларации, предъявляется выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации товаров иностранному лицу на зарегистрированный в налоговых органах счет российского налогоплательщика в российском банке, если иное не установлено законодательством.
Статьей 5 Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" и Указом Президента Российской Федерации от 14.06.92 N 629 "О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин" для предприятий (организаций) - резидентов предусмотрена возможность не зачислять часть валютной выручки на счета в российском банке в порядке и случаях, установленных Центральным банком Российской Федерации.
Согласно пункту 9 раздела II письма Госбанка СССР от 24.05.91 N 352 "Основные положения о регулировании валютных операций на территории СССР" валютная выручка, подлежащая переводу в Российскую Федерацию и поступившая в собственность или распоряжение резидента за границей, может использоваться им до осуществления перевода только для оплаты банковских и иных комиссий и расходов, непосредственно связанных с данной внешнеэкономической операцией, по которой получена выручка. Данная норма не отменена и действует по настоящее время.
Пароходством в подтверждение факта поступления выручки на счета агентов, действующих в рамках предусмотренных гражданским законодательством агентских соглашений и договоров (глава 52 Гражданского кодекса Российской Федерации), представлены в налоговую инспекцию финансовые отчеты агентов, стейтменты, кредит-ноты, кредитовые авизо, "документы без названия, полученные от агентов".
Указанные документы подтверждают поступление валютной выручки за оказанные пароходством экспортные услуги, а следовательно, и реальный экспорт услуг, а также расходование средств на деятельность, связанную с внешнеэкономическими операциями пароходства.
При таких обстоятельствах налоговая инспекция неправомерно, в нарушение пункта 3 статьи 7 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость", решением от 17.10.2000 N 16-23/5213к отказала пароходству в возмещении из бюджета налога на добавленную стоимость за май и июнь 2000 года в части валютной выручки, использованной за границей, а у суда отсутствовали основания для отказа в иске в этой части.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 174 и 175 (пункт 2) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 23.01.2001 по делу N А05-9225/00-661/10 отменить в части отказа в иске.
Признать недействительным решение Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску от 17.10.2000 N 16-23/5213к в части отказа ОАО "Северное морское пароходство" в возмещении из федерального бюджета налога на добавленную стоимость за март и апрель 2000 года от суммы валютной выручки, использованной за границей.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Возвратить ОАО "Северное морское пароходство" из федерального бюджета 417 руб. 55 коп. госпошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции и 500 руб. - в кассационной инстанции.
Председательствующий |
С.А. Ломакин |
А.Д. Петренко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 апреля 2001 г. N А05-9225/00-661/10
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника