Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 7 мая 2001 г. N А05-12/01-3/14
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Пастуховой М.В., судей Клириковой Т.В., Троицкой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску на решение Арбитражного суда Архангельской области от 25.01.2001 по делу N А05-12/01-3/14 (судья Калашникова В.А.),
установил:
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску (далее - инспекция) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Морской" магазин N 6 (далее - ООО, общество) 56 976 руб. налоговых санкций.
Решением от 25.01.2001 в удовлетворении исковых требований отказано со ссылкой на пропуск налоговым органом 14-дневного срока рассмотрения материалов проверки, установленного пунктом 6 статьи 100 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить решение. Суд, по мнению инспекции, неправильно применил статьи 100 и 101 НК РФ.
Представители сторон, в установленном порядке извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, инспекция провела выездную налоговую проверку соблюдения обществом законодательства о налогах и сборах с 01.10.98 по 01.04.2000, по результатам которой составлен акт от 28.06.2000 N 01/1-23-19/219 и принято решение от 14.08.2000 N 01/1-23-19/3300 о привлечении ООО к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд сослался на недействительность решения инспекции как принятого с нарушением сроков, установленных пунктом 6 статьи 100 НК РФ.
Данный вывод суда является ошибочным.
Согласно пункту 6 статьи 100 НК РФ руководитель налогового органа должен рассмотреть акт налоговой проверки, а также документы и материалы, представленные налогоплательщиком, в течение 14 дней. Установление данного срока является организационной процедурой для руководителя налогового органа в целях скорейшего производства по делу о налоговом правонарушении и направлено исключительно на защиту интересов инспекции по реализации ее прав налоговому контролю, а не прав налогоплательщика.
Права налогоплательщика защищаются шестимесячным сроком давности взыскания налоговых санкций (пункт 1 статьи 115 НК РФ) и трехгодичным сроком давности привлечения к ответственности (пункт 1 статьи 113 НК РФ).
Следовательно, по смыслу закона несоблюдение этого срока не лишает налоговый орган возможности принять решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения, установлены статьей 109 НК РФ и являются исчерпывающими. Придание пункту 6 статьи 100 НК РФ статуса такого обстоятельства не основано на законе.
Согласно пункту 5 статьи 108 НК РФ привлечение налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога и пени. Пунктом 4 статьи 101 НК РФ установлено, что на основании вынесенного решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения ему направляется требование об уплате недоимки по налогу и пеней.
Признание судом недействительным решения инспекции в части взыскания доначисленных налогов и пеней на основании пропуска 14-дневного срока, без проверки обоснованности их начисления, освобождает налогоплательщика от конституционной обязанности уплачивать законно установленные налоги и сборы и лишает налоговый орган возможности их бесспорного взыскания.
При таких обстоятельствах следует признать, что решение суда подлежит отмене как принятое с неправильным применением норм материального права, а дело - передаче на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду следует выяснить, совершило ли общество налоговые правонарушения и правильно ли применены инспекцией меры ответственности.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 174 и 175 (пункт 3) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 25.01.2001 по делу N А05-12/01-3/14 отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Председательствующий |
М.В. Пастухова |
Н.В. Троицкая
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 мая 2001 г. N А05-12/01-3/14
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника