Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 30 мая 2001 г. N 3969
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Чертилиной З.А., судей Коробова К.Ю., Кустова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства образования Российской Федерации на решение от 14.11.2000 (судья Педченко О.М.) и постановление апелляционной инстанции от 28.02.2001 (судьи Мялкина А.В., Конева В.В., Можегова Н.А.) Арбитражного суда Калининградской области по делу N 3969,
установил:
Муниципальное предприятие отдела жилищно-коммунального хозяйства администрации города Советска Калининградской области "Советсктеплосети" (далее - МП "Советсктеплосети") обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к государственному образовательному учреждению начального профессионального образования города Советска Калининградской области "Профессиональное училище N 1" (далее - Училище) о взыскании 423021 руб. 83 коп. задолженности по оплате полученной тепловой энергии за период с 01.04.98 по 06.04.2000 на основании договора от 17.09.99 N 72.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, привлечены Министерство образования Российской Федерации (далее - Минобразование) и Управление общего профессионального образования и науки администрации Калининградской области (далее - Управление образования).
Решением от 14.11.2000 исковые требования удовлетворены в полном объеме за счет Минобразования.
Постановлением апелляционной инстанции от 28.02.2001 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Минобразование просит обжалуемые судебные акты отменить, в иске к нему отказать. В обоснование жалобы ее податель ссылается на следующее:
- отсутствие бюджетного финансирования не может служить основанием для отказа от исполнения Училищем своих обязательств по договору энергоснабжения, поскольку исполнение денежных обязательств непосредственно на федеральный бюджет или Минобразование не возлагалось и не вытекает из правоотношений между энергоснабжающей организацией и потребителем;
- факт наличия или отсутствия у Училища внебюджетных средств, необходимых для оплаты полученной тепловой энергии, установлен не был;
- Минобразование не может нести субсидиарную ответственность в соответствии со статьей 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку не является собственником имущества Училище;
- суд не истребовал от Управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Калининградской области сведения о выделенных лимитах для учреждений начального и профессионального образования и не установил наличие либо отсутствие факта превышения лимитов бюджетных обязательств.
МП "Советсктеплосети", Училище, Минобразование, Управление образования о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом извещены, однако их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, между сторонами заключен договор энергоснабжения от 17.09.99 N 72, в соответствии с которым МП "Советсктеплосети" обязалось поставлять, а Училище - оплачивать тепловую энергию.
Размер задолженности Училища по оплате полученной теплоэнергии за рассматриваемый период подтверждается материалами дела и не оспаривается ответчиками.
Решением, оставленным апелляционной инстанцией без изменения, требование энергоснабжающей организации удовлетворены за счет Минобразования на основании пунктов 2, 3 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 39 Федерального закона "Об образовании".
Минобразование как при разрешении спора, так и в кассационной жалобе ссылалось на то, что при недостаточности денежных средств у учреждения ответственность по его обязательствам должен нести собственник. Между тем данный вывод противоречит положениям пункта 3 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законами иными правовыми актами. В соответствии с пунктом 9 статьи 39 Закона Российской Федерации "Об образовании" при недостаточности у образовательного учреждения средств ответственность по его обязательствам несет учредитель в порядке, определяемом законом.
Поскольку учредителем Училища является Минобразование, что не оспаривается подателем жалобы, Минобразование и несет ответственность по обязательствам указанного учреждения.
Из материалов дела видно и не оспаривается Минобразованием, что бюджетное финансирование, необходимое для погашения задолженности по коммунальным платежам, в рассматриваемый период отсутствовало. Судами обеих инстанций в полном объеме исследованы обстоятельства, связанные с возможностью погашения задолженности по коммунальным платежам за счет средств из других источников, что позволило сделать вывод об отсутствии на момент рассмотрения дела на счете Училища достаточных средств для расчета с энергоснабжающей организацией.
Ссылка Минобразования на постановление Правительства Российской Федерации от 04.04.2000 N 296, определяющее порядок заключения договоров бюджетными организациями и пределы ответственности главных распорядителей бюджетных средств, несостоятельна, поскольку рассматриваемый договор заключен до введения в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации и упомянутого постановления Правительства.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 174, 175, 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 14.11.2000 и постановление апелляционной инстанции от 28.02.2001 Арбитражного суда Калининградской области по делу N 3969 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства образования - без удовлетворения.
Председательствующий |
З.А. Чертилина |
А.А. Кустов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 мая 2001 г. N 3969
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника