Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 4 июня 2001 г. N 1299
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе:
председательствующего Михайловской Е.А., судей Грачевой И.Л., Сергеевой И.В.,
при участии от администрации Тверской области - Сафронова В.А. (доверенность от 25.04.2001 N 23), от ГУ "Осташковский сельский лесхоз" - Лейзерсона А.В. (доверенность от 31.05.2001),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Тверской области на решение от 14.03.2001 (судьи Рощина С.Е., Бажан О.М., Кожемятова Л.Н.) и постановление апелляционной инстанции от 04.04.2001 (судьи Орлова В.А., Потапенко Г.Я., Белов О.В.) Арбитражного суда Тверской области по делу N 1299,
установил:
Государственное учреждение "Осташковский сельский лесхоз" (далее - сельский лесхоз) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к администрации Тверской области о признании недействительными пунктов 3 и 4 постановления губернатора Тверской области от 19.01.2001 N 34 "Об организации передачи сельскохозяйственным организациям участков лесного фонда, ранее находившихся в их владении, в долгосрочное безвозмездное пользование" (далее - постановление от 19.01.2001 N 34), ссылаясь на то, что данный ненормативный акт противоречит действующему законодательству.
Решением от 14.03.2001 исковые требования удовлетворены, признаны недействительными пункты 3 и 4 постановления от 19.01.2001 N 34.
Постановлением апелляционной инстанции от 04.04.2001 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация Тверской области просит отменить постановление и решение, производство по делу прекратить в связи с неподведомственностью данного спора арбитражному суду, По мнению подателя жалобы, пункт 4 оспариваемого постановления носит нормативный характер, а следовательно, в соответствии со статьей 28 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации спор должен рассматриваться судом общей юрисдикции. Кроме того, податель жалобы полагает, что, поскольку истец в соответствии с федеральным законодательством в настоящее время не имеет правомочий ни на заключение договоров на пользование участками лесного фонда, ни на выдачу разрешительных документов на право лесопользования, то оспариваемое постановление не противоречит действующему законодательству и не нарушает его прав и законных интересов.
В судебном заседании представитель администрации Тверской области поддержал кассационную жалобу, подтвердив изложенные в ней доводы, а представитель сельского лесхоза возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Из материалов дела видно, что истец обращался с аналогичным иском в областной суд Тверской области, который определением от 05.02.2001 отказал сельскому лесхозу в принятии искового заявления, установив, что оспариваемые пункты постановления от 19.01.2001 N 34 носят ненормативный характер и данный спор в соответствии со статьей 22 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подведомственен арбитражному суду. Указанное определение оставлено без изменения определением Верховного суда Российской Федерации по делу N 35Г01-4 (л.д. 51). При таких обстоятельствах данный спор подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления может быть признан судом недействительным, если он не соответствует закону или иным правовым актам и нарушает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица.
Пунктом 3 оспариваемого постановления губернатор Тверской области предписывает государственному учреждению "Тверьагролес" и подведомственным ему учреждениям передать по акту лесхозам государственной лесной службы Комитета природных ресурсов по Тверской области в срок до 15.02.2001 бланки лесорубочных билетов, ордеров на мелкий отпуск лесных билетов, один экземпляр лесоустроительных материалов, лесорубочные билеты, материалы отвода и материально-денежной оценки лесосечного фонда на 2001 год.
Согласно пункту 4 того же постановления лесхозы Федерального органа управления лесным хозяйством и сельскохозяйственные организации заключают договоры безвозмездного пользования участками лесного фонда.
Согласно статьям 51, 53 Лесного кодекса Российской Федерации Федеральный орган управления лесным хозяйством является специально уполномоченным органом в области использования, охраны, запрета и воспроизводства природных ресурсов.
На основании части 2 пункта 4 Положения о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.09.98 N 1090, Министерство является специально уполномоченным государственным органом в области использования, защиты участков лесного фонда и воспроизводства лесов, переданных в безвозмездное пользование сельскохозяйственным организациям.
Судами установлено, что сельские леса, переданные в оперативное управление сельским лесхозам при их создании, в установленном порядке у них не изымались и лесхозам Федерального органа управления лесным хозяйством не передавались.
Оспариваемым постановлением, а именно его пунктами 3 и 4, сельские лесхозы фактически лишаются возможности заключать договоры на использование вышеуказанных лесов, выдавать лесорубочные билеты, ордера, лесные билеты. В пункте 3 орган власти субъекта Российской Федерации дает предписание учреждениям федерального уровня, каковыми являются государственное учреждение "Тверьагролес" и подведомственные ему учреждения (сельские лесхозы).
При таких обстоятельствах кассационная инстанция поддерживает вывод судов первой и апелляционной инстанции о том, что содержащееся в пунктах 3 и 4 постановления от 19.01.2001 N 34 предписание о передаче лесорубочных билетов, ордеров на мелкий отпуск лесных билетов, о заключении лесхозами Федерального органа управления лесным хозяйством и сельскохозяйственными организациями договора безвозмездного пользования участками лесного фонда является вмешательством в деятельность учреждения неуполномоченным на то органом.
Кроме того, в пункте 3 оспариваемого постановления орган власти субъекта Федерации, давая предписание учреждениям федерального уровня, действовал с превышением своих полномочий.
Таким образом, кассационная инстанция считает, что суды правомерно признали пункты 3 и 4 постановления от 19.01.2001 N 34 недействительными как не соответствующие действующему законодательству и нарушающие права сельских лесхозов.
Принимая во внимание вышеизложенное и руководствуясь статьями 175, 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 14.03.2001 и постановление апелляционной инстанции от 04.04.2001 Арбитражного суда Тверской области по делу N 1299 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Михайловская |
И.В. Сергеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 4 июня 2001 г. N 1299
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника