Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 7 мая 2001 г. N А42-3135/00-5
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Хохлова Д.В., судей Почечуева И.П., Бухарцева С.Н., при участии от Управления жилищно-коммунального хозяйства города Кандалакши Гикалик С.В. (доверенность от 11.01.2001), от администрации города Кандалакши Негановой Л.Н. (доверенность от 04.05.2001 N 716),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Кандалакша на решение от 03.08.2000 (судьи Сачкова Н.В., Мунтян Л.Б., Бубен В.Г.) и постановление апелляционной инстанции от 12.01.2001 (судьи Драчева Н.И., Спичак Т.Н., Соломонко Л.П.) Арбитражного суда Мурманской области по делу N А42-3135/00-5,
установил:
Управление жилищно-коммунального хозяйства города Кандалакши (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по городу Кандалакши (далее - инспекция) от 29.02.2000 N 224.
Решением суда от 03.08.2001 решение инспекции от 29.02.2000 N 224 признано недействительным.
Постановлением апелляционной инстанции от 12.01.2001 решение суда от 03.08.2000 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить судебные акты, ссылаясь на допущенные судами нарушения норм материального и процессуального права.
Инспекция о времени и месте слушания дела извещена, однако в судебное заседание представителя не направила, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Представители управления и администрации города Кандалакши, ссылаясь на законность судебных актов, просили оставить кассационную жалобу без удовлетворения.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка соблюдения управлением правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды за период с 01.01.97 по 01.10.99. По материалам проверки составлен акт от 29.12.99 N 224, на основании которого инспекцией принято решение от 29.02.2000 N 224 о применении к управлению ответственности на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК) о взыскании 6842 рублей штрафа за неуплату налога на нужды образовательных учреждений; 2692 рублей штрафа за неуплату налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы; на основании пункта 2 статьи 119 НК - 71870 рублей штрафа за непредставление в налоговый орган декларации по налогу на нужды образовательных учреждений; 29441 рубля штрафа за непредставление в налоговый орган декларации по налогу на нужды образовательных учреждений.
В акте проверки указано, что согласно учредительным документам управление является муниципальным учреждением, которое создано администрацией города Кандалакши для владения и управления муниципальным жилищным фондом, объектами внешнего благоустройства и инженерной инфраструктурой. Во исполнение своих функций управление заключало договоры с исполнителями жилищно-коммунальных услуг и арендаторами нежилых помещений, контролировало их выполнение, а также взимало платежи с потребителей жилищно-коммунальных услуг.
По мнению кассационной инстанции, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о признании недействительным решения инспекции от 29.02.2000 N 224, исходя из следующих нормативных положений.
В соответствии с Положением о местных налогах и сборах, установленных на территории города Кандалакши, утвержденным постановлением главы администрации от 23.02.95 N 180, плательщики местных налогов - предприятия и организации всех организационно-правовых форм, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, включая указанные на данной территории предприятия с иностранными инвестициями, а также филиалы и другие аналогичные подразделения предприятий и организаций, имеющие отдельный баланс и расчетный счет. От уплаты налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы освобождаются: бюджетные организации, предприятия и организации, деятельность которых полностью или частично финансируется за счет средств городского бюджета, не имеющие доходов от предпринимательской деятельности. От уплаты сбора на нужды образовательных учреждений полностью освобождаются бюджетные учреждения и организации, не имеющие доходов от предпринимательской деятельности.
Согласно Положению об Управлении жилищно-коммунального хозяйства, утвержденному главой администрации города Кандалакши от 27.12.91 и постановлению главы муниципального образования от 21.09.99 N 803 управление является структурным подразделением администрации города Кандалакши, "основными функциями которого являются: управление жилищным фондом города (организация содержания и обслуживания); контролирование согласно заключенным договорам обеспечения коммунальными услугами населения города (питьевой водой, тепловой энергией, газоснабжением); аннулирование средств населения в виде оплаты жилищно-коммунальных услуг, а также ассигнований из местного бюджета в виде дотаций на жилищно-коммунальные услуги и в виде бюджетного финансирования на покрытие расходов по капитальному ремонту жилищного фонда и содержание объектов внешнего благоустройства; расчеты с предприятиями коммунального хозяйства за предоставление жилищно-коммунальные услуги".
Кассационная инстанция считает, что судебные инстанции, учитывая положения статей 50 и 120 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 2 статьи 24 Федерального закона Российской Федерации "О некоммерческих организациях", а также особенности правового положения управления, сделали правильный вывод о том, что средства, полученные управлением, не являются доходом от предпринимательской деятельности, то есть отсутствует объект налогообложения для исчисления местных налогов и сборов.
При таких обстоятельствах следует признать, что оснований для отмены решения суда и постановления апелляционной инстанции нет.
Руководствуясь статьями 174 и 175 (пункт 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 03.08.2000 и постановление апелляционной инстанции от 12.01.2001 Арбитражного суда Мурманской области по делу N А42-3135/00-5 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Кандалакши - без удовлетворения.
Председательствующий |
Д.В. Хохлов |
И.П. Почечуев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 мая 2001 г. N А42-3135/00-5
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника