Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 17 апреля 2001 г. N 4974/1059
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Ветошкиной О.В., судей Закордонской Е.П., Хохлова Д.В.,
при участии от Государственного учреждения "Детский ортопедический санаторий "Пионерск" Хаварисова Р.Х. (ордер юридической консультации от 13.04.2001 N 2197),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Российской Федерации по Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 17.01.2001 по делу N 4974/1059 (судьи Пятеренко Е.В., Шиткин В.М., Сергеева И.С.),
установил:
Государственное учреждение "Детский ортопедический санаторий "Пионерск" (далее - санаторий) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском о признании недействительным уведомления Управления федерального казначейства по Калининградской области (далее - управление казначейства) от 12.04.2000 N 13 о зачете средств федерального бюджета в счет последующего финансирования санатория. Уведомление направлено в адрес Департамента по бюджетной политике Министерства финансов Российской Федерации и в Министерство здравоохранения Российской Федерации. Истец также просит признать недействительным Обязательное указание по акту ревизии детского санатория "Пионерск" от 09.02.2000 N 02-14/231, направленное управлением казначейства в адрес санатория, в котором истцу предложено принять меры по устранению обнаруженных ревизионной комиссией нарушений финансовой дисциплины и перечислить штрафные санкции за нецелевое использование санаторием бюджетных средств в сумме 1857936,48 рубля.
В качестве второго ответчика привлечено Контрольно-ревизионное управление Министерства финансов Российской Федерации по Калининградской области (далее - КРУ).
Решением арбитражного суда от 17.01.2001 уведомление управления казначейства признано недействительным, а в части обжалования указания от 09.02.2000 производство по делу прекращено из-за неподведомственности спора в этой части арбитражному суду.
В апелляционной инстанции решение не проверялось.
В кассационной жалобе КРУ просит отменить решение арбитражного суда в части признания недействительным уведомления управления казначейства от 12.04.2000, указывая на неподведомственность настоящего спора арбитражному суду.
Управление казначейства и КРУ о времени и месте слушания дела извещены, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Представитель санатория не согласился с доводами кассационной жалобы, считая обжалуемый судебный акт законным и обоснованным.
Законность решения арбитражного суда от 17.01.2001 проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела усматривается, что в ходе проверки исполнения сметы расходования, выделенных санаторию бюджетных средств комиссия КРУ пришла к выводу об их нецелевом использовании. Факты, изложенные в акте ревизии исполнения сметы расходов на содержание санатория за период с 01.01.98 по 01.09.99 (листы дела 11-22) полно и объективно исследованы арбитражным судом при рассмотрении данного спора. Суд правильно, на основании норм Гражданского кодекса Российской Федерации и бюджетного законодательства, а также учитывая проблемы, которые пришлось решать санаторию в условиях несвоевременного и недостаточного финансирования учреждения, связанные с исполнением обязательств по купле угля и несвоевременным изменением финансирования лимита бюджетных средств на 1998 год, признал не соответствующими фактическим обстоятельствам хозяйственной деятельности санатория выводы ревизионной комиссии о нецелевом использовании 957681 рубля. Суд также признал неправильным и вывод ревизионной комиссии о нецелевом использовании 423074 рублей, правомерно израсходованных санаторием на реконструкцию здания.
Каких-либо доводов в опровержение данной арбитражным судом правовой оценки акта ревизии податель кассационной жалобы (КРУ) не привел, настаивая на том, что данный спор не подведомствен арбитражному суду. Такую же позицию КРУ занимало и при рассмотрении дела в суде первой инстанции.
По результатам проверки управление казначейства направило в адрес Департамента по бюджетной политике Министерства финансов Российской Федерации и в Министерство здравоохранения Российской Федерации уведомление от 12.04.2000 N 13, в котором приведены выводы ревизионной комиссии и предложено произвести зачет средств федерального бюджета, использованных санаторием по мнению управления казначейства не по назначению, в сумме 1380755 рублей в счет его последующего финансирования.
Названное уведомление обладает признаками ненормативного акта, в связи с чем иск о признании его недействительным подведомствен арбитражному суду.
В соответствии со статьей 22 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации условиями подведомственности арбитражному суду исков о признании недействительными актов органов государственного управления являются ненормативный характер этих актов и нарушение ими прав и законных интересов организаций. Ненормативным актом, который может быть обжалован в арбитражный суд, является адресованный конкретному лицу или группе лиц документ, содержащий обязательные предписания, распоряжения, влекущие юридические последствия. В соответствии со статьей 284 Бюджетного кодекса Российской Федерации правом применения мер принуждения, в том числе за нецелевое использование бюджетных средств, обладают руководители органов федерального казначейства. В данном случае властные полномочия руководителя управления казначейства, влекущие юридические последствия и нарушающие гражданские права и интересы юридического лица, облечены в форму уведомления об уменьшении финансирования. Указанное уведомление влечет правовые последствия - зачет средств федерального бюджета в сумме 1380755 рублей в счет последующего финансирования санатория. В основу этого уведомления положены неправомерные выводы ревизионной комиссии, поэтому арбитражный суд правильно признал его недействительным как акт ненормативного характера, поскольку не имеет значения, в какой форме реализовано волеизъявление органа, обладающего соответствующей компетенцией.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 174, пунктом 1 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 17.01.2001 по делу N 4974/1059 оставить без изменения, а кассационную жалобу Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Российской Федерации по Калининградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.В. Ветошкина |
Д.В. Хохлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 апреля 2001 г. N 4974/1059
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника