Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 24 апреля 2001 г. N А05-8858/00-615/11
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Зубаревой Н.А., судей Ломакина С.А., Шевченко А.В., при участии предпринимателя Маньякова Я.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Няндомскому району Архангельской области на решение от 27.12.2000 (судья Тряпицына Е.В.) и постановление апелляционной инстанции от 23.02.2001 (судьи Сумарокова Т.Я., Волков Н.А., Бекарова Е.И.) Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-8858/00-615/11,
установил:
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Няндомскому району Архангельской области (далее - Инспекция МНС) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с иском о взыскании с индивидуального предпринимателя Маньякова Якова Ивановича 1339 рублей штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Решением суда от 27.12.2000, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 23.02.2001, в иске отказано.
В кассационной жалобе Инспекция МНС просит отменить судебные акты и удовлетворить иск, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Истец указывает на то, что в расчете суммы единого налога на вмененный доход на очередной налоговый период, который представляется в налоговый орган, содержатся данные, предусмотренные статьей 80 НК РФ, а следовательно, такой расчет является налоговой декларацией. Поэтому применение к налогоплательщику налоговых санкций, предусмотренных статьей 119 НК РФ за несвоевременное представление налогоплательщиком расчета, является правомерным.
Маньяков Я.И. в судебном заседании указал на необоснованность жалобы.
Инспекция МНС о времени и месте слушания дела извещена, однако в судебное заседание представителей не направила, поэтому жалоба рассмотрена в отсутствие ее представителя.
Законность решения проверена в кассационном порядке.
В ходе камеральной проверки Инспекция МНС выявила, что Маньяковым Я.И. нарушены сроки представления в налоговую инспекцию расчетов единого налога, подлежащего уплате в четвертом квартале 2000 года. По факту правонарушения Инспекцией МНС принято постановление от 27.09.2000 N 04-15/2555 о привлечении Маньякова Я.И. к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 НК РФ.
В связи с неисполнением Маньяковым Я.И. требования налогового органа об уплате штрафа в добровольном порядке Инспекция МНС обратилась с иском в арбитражный суд.
Суд, установив, что предпринимателем расчеты единого налога на вмененный доход, подлежащего уплате в четвертом квартале 2000 года, представлены с нарушением срока, отказал налоговой инспекции в иске, указав, что к Маньякову Я.И. не может быть применена ответственность, предусмотренная пунктом 1 статьи 119 НК РФ, поскольку расчет единого налога на вмененный доход в соответствии со статьей 80 НК РФ не является налоговой декларацией, так как в нем нет сведений об уже полученных доходах и произведенных расходах.
Данный вывод суда кассационная инстанция находит ошибочным.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 31.07.98 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" (далее - Закон N 148-ФЗ) единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности (далее - единый налог) устанавливается и вводится в действие нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. Размер вмененного дохода и иные составляющие формул расчета сумм единого налога, порядок и сроки его уплаты определяются нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В статье 4 Закона N 148-ФЗ указано, что объектом налогообложения при применении единого налога является вмененный доход на очередной календарный месяц. Налоговый период по единому налогу установлен один квартал. Обязанность предпринимателя представить в налоговый орган расчет суммы единого налога, подлежащего уплате в очередном налоговом периоде, произведенный им в соответствии с принятым нормативным правовым актом и по каждой торговой точке, предусмотрена статьей 10 Закона и вытекает из пункта 4 статьи 23 НК РФ.
Согласно статье 9 Закона Архангельской области от 26.05.99 N 122-22-ОЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" плательщики единого налога обязаны представлять в налоговый орган по месту налогового учета за месяц до начала налогового периода расчет суммы единого налога, подлежащего уплате в очередном налоговом периоде (квартале), по установленной форме. Статьей 4 данного Закона установлены порядок и сроки уплаты единого налога: уплата ежемесячно путем осуществления авансового платежа в размере 100 процентов суммы налога за календарный месяц либо авансовая уплата единого налога за 3, 6, 9 и 12 месяцев. Размер единого налога на вмененный доход не зависит от финансовых результатов деятельности конкретного налогоплательщика; перерасчет налога производится только в случае увеличения размера натуральных показателей, характеризующих осуществляемую деятельность (перерасчет от реально полученного дохода, а также в случае уменьшения физических показателей не предусмотрен).
В соответствии с пунктом 1 статьи 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога. При этом в части 2-й статьи указано, что налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика на бланке установленной формы. Форма расчета единого налога на вмененный доход утверждена приказом Государственной налоговой службы Российской Федерации от 12.08.98 N БФ-3-02/182.
Согласно пункту 1 статьи 119 НК РФ непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренных пунктом 2 названной статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей.
Таким образом, поскольку в расчете единого налога содержатся сведения, связанные с исчислением и уплатой налога, расчет представляется за месяц до начала конкретного налогового периода и факт нарушения сроков представления Маньяковым Я.И. расчета единого налога установлен судом, решение налогового органа о привлечении предпринимателя к налоговой ответственности следует признать правомерным. Следовательно, у суда не было оснований для отказа Инспекции МНС в иске о взыскании с Маньякова Я.И. штрафа за нарушение сроков представления расчетов единого налога. Поэтому судебные акты подлежат отмене, а исковые требования - удовлетворению с отнесением расходов по госпошлине на ответчика.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 174 и 175 (пункт 2) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 27.12.2000 и постановление апелляционной инстанции от 23.02.2001 Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-8858/00-615/11 отменить.
Взыскать с предпринимателя Маньякова Якова Ивановича в доход бюджета соответствующего уровня 1339 рублей штрафа.
Взыскать с предпринимателя Маньякова Якова Ивановича в доход бюджета 200 рублей госпошлины за рассмотрение дела в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций.
Председательствующий |
Н.А.Зубарева |
А.В.Шевченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 апреля 2001 г. N А05-8858/00-615/11
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника