Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 22 февраля 2005 г. N А21-12458/03-С1
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Пастуховой М.В., судей Корабухиной Л.И., Морозовой Н.А., при участии в судебном заседании от Департамента (комитета) дорожного хозяйства Администрации Калининградской области юрисконсульта Чулковой И.В. (доверенность от 10.11.2004 N 27.1/1262), юрисконсульта Шевейко К.А., (доверенность от 11.02.2005 N 27.1/149),
рассмотрев 15.02.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента (комитета) дорожного хозяйства Администрации Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 12.11.2004 по делу N А21-12458/03-С1 (судья Можегова Н.А.),
установил:
Департамент (комитет) дорожного хозяйства администрации Калининградской области (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 5 по Калининградской области (далее - Инспекция) от 05.04.2004 N 56 и требования об уплате налога от 05.04.2004 N 52.
Решением суда от 12.11.2004 Департаменту отказано в удовлетворении заявления.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Департамент, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение и удовлетворить заявленные требования. По мнению подателя жалобы, спорные земельные участки предоставлены для размещения автомобильных дорог и объектов дорожного хозяйства, необходимых для содержания, строительства, реконструкции и ремонта, установления полос отвода автомобильных дорог в целях обеспечения деятельности Департамента по осуществлению его полномочий. Следовательно, Департамент как специально уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации правомерно пользовался льготой, предусмотренной пунктом 14 статьи 12 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" (далее - Закон "О плате за землю").
В судебном заседании представители Департамента поддержали доводы кассационной жалобы.
Инспекция о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, однако ее представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие. Заявлением от 10.02.2005 налоговый орган просит рассмотреть жалобу без участия его представителя.
В отзыве на кассационную жалобу Инспекция просит оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Департамент 17.02.2004 направил в Инспекцию уточненную декларацию по земельному налогу за 2003 год, согласно которой налогоплательщик применил льготу по налогу, предусмотренную пунктом 14 статьи 12 Закона "О плате за землю" в отношении земель, занятых областными дорогами на территории Полесского района.
Инспекция провела камеральную проверку названной декларации, по результатам которой приняла решение от 05.04.2004 N 56 о привлечении заявителя к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания 210 601 руб. штрафа, доначислении 1 053 002 руб. земельного налога и 71 604 руб. 14 коп. пеней.
В обоснование принятого решения налоговый орган сослался на то, что за земли, занятые территориальными автомобильными дорогами общего пользования, земельный налог уплачивается в общеустановленном порядке. Инспекция пришла к выводу о том, что Департамент необоснованно использовал льготу по земельному налогу, поскольку выделенные налогоплательщику муниципальным образованием "Полесский район" земли не связаны напрямую с деятельностью налогоплательщика и не являются земельными участками, специально отведенными для размещения средств, необходимых для обеспечения деятельности Департамента. Строительство и обслуживание указанных дорог не относится к основным задачам и функциям, выполняемым заявителем как органом исполнительной власти. Инспекция считает, что в силу пункта 14 статьи 12 Закона "О плате за землю" не подлежат обложению земельным налогом лишь земельный участок, занятый под зданием Департамента, являющегося исполнительным органом государственной власти.
На основании принятого решения налогоплательщику направлено требование от 05.04.2004 N 52 об уплате недоимки и пеней в срок до 19.04.2004.
Департамент не согласился с решением и требованием Инспекции и обжаловал их в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, сделал вывод о том, что территориальные (областные) автомобильные дороги являются автомобильными дорогами общего пользования и Департамент осуществляет лишь функции государственного заказчика по строительству, ремонту и содержанию этих дорог, в связи с чем налогоплательщик неправомерно пользовался льготой по земельному налогу, предусмотренной пунктом 14 статьи 12 Закона "О плате за землю".
Суд кассационной инстанции, проверив обоснованность доводов жалобы, изучив материалы дела, считает, что вывод суда является ошибочным по следующим основаниям.
Согласно статье 1 Закона "О плате за землю" использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы являются: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли.
Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом.
В соответствии с пунктом 14 статьи 12 названного Закона от уплаты земельного налога полностью освобождаются земли, предоставляемые для обеспечения деятельности органов государственной власти и управления, а также Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно пункту 1 Положения об управлении дорожным хозяйством администрации области, утвержденного постановлением главы администрации Калининградской области от 24.08.1999 N 500, с изменениями, внесенными постановлением главы администрации Калининградской области от 29.01.2001 N 45 (далее - Положение N 500), Департамент является органом исполнительной власти администрации Калининградской области, специально уполномоченным органом по управлению дорожным хозяйством, проводящим государственную политику в сфере управления и развития дорожного хозяйства Калининградской области.
Таким образом, Департамент является исполнительным органом государственной власти и управления, что не оспаривается Инспекцией и отражено также в решении налогового органа от 05.04.2004 N 56 (листы дела 58-59).
Налоговой проверкой установлено, что постановлением главы Администрации Полесского района от 18.07.1997 N 431 Департаменту выделены земельные участки в постоянное пользование для строительства и обслуживания территориальных автомобильных дорог общей площадью 459,99 га.
Согласно Положению N 500 Департамент осуществляет управление территориальными автомобильными дорогами и имуществом, закрепленным на праве оперативного управления комитетом по управлению государственным имуществом Калининградской области. Заявитель также осуществляет учет и анализ состояния дорожного хозяйства области: учет автомобильных дорог и движения транспортных средств, оценку транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, информирование пользователей о состоянии автомобильных дорог.
В соответствии с пунктами 3.3 и 3.4 названного Положения Департамент осуществляет контроль за соблюдением правил использования автомобильными дорогами, весовой контроль автотранспортных средств, осуществляет меры по охране автомобильных дорог и имущества, необходимого для обеспечения их функционирования; обеспечивает разработку и реализацию мер по повышению безопасности дорожного движения за счет улучшения транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, а также по обустройству их объектами дорожного сервиса.
Из приведенных положений следует, что Департамент, являясь органом государственной власти, осуществляет совокупность функций по управлению автомобильными дорогами общего пользования. Поэтому вывод суда о том, что налогоплательщик осуществляет лишь функции государственного заказчика по строительству, ремонту и содержанию названных автомобильных дорог является необоснованным.
Налоговый орган в оспариваемом решении не ссылается на то, что Департамент использовал спорные автомобильные дороги не для осуществления деятельности, которая возложена на налогоплательщика в соответствии с Положением N 500. В материалах дела отсутствуют доказательства того, что земли, занятые автомобильными дорогами общего пользования и переданные Департаменту в оперативное управление, используются им не в соответствии с целевым назначением или в противоречие с задачами и функциями, которые закреплены за заявителем названным Положением.
Таким образом, следует признать, что спорные земли предоставлены органу государственной власти - Департаменту для обеспечения его деятельности, осуществляемой им в соответствии с Положением об этом государственном органе.
Следовательно, в данном случае Департамент правомерно на основании пункта 14 статьи 12 Закона "О плате за землю" пользовался льготой по земельному налогу, и у Инспекции отсутствовали законные основания для доначисления налога и начисления пеней за его несвоевременную уплату и привлечения заявителя к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ.
При таких обстоятельствах следует признать, что решение суда первой инстанции подлежит отмене как принятое с неправильным применением норм материального права, а требования Департамента - удовлетворению.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 12.11.2004 по делу N А21-12458/03-С1 отменить.
Признать недействительными решение Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 5 по Калининградской области от 05.04.2004 N 56 и требование об уплате налога от 05.04.2004 N 52.
Председательствующий |
М.В. Пастухова |
Н.А. Морозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 февраля 2005 г. N А21-12458/03-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника