Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 21 февраля 2005 г. N А42-9576/03-29
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Пастуховой М.В., судей Корабухиной Л.И., Морозовой Н.А., при участии в судебном заседании от открытого акционерного общества "Колэнерго" Сивенковой Л.Л. (доверенность от 25.01.2005), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области специалиста I категории Шульги Д.А. (доверенность от 29.12.2004 N 01-14-41-07/8229),
рассмотрев 15.02.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области на решение от 09.03.2004 (судья Быкова Н.В.) и постановление апелляционной инстанции от 01.11.2004 (судьи Хамидуллина Р.Г., Сигаева Т.К., Янковая Г.П.) Арбитражного суда Мурманской области по делу N А42-9576/03-29,
установил:
Открытое акционерное общество "Колэнерго" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным действий Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области (далее - Инспекция) по направлению в банк инкассового поручения о взыскании в безакцептном порядке пеней по налогу на пользователей автомобильных дорог на основании требования от 16.01.2002 N 14.
Решением суда от 09.03.2004 заявление Общество удовлетворено. Действия Инспекции, направленные на бесспорное взыскание пеней по налогу на пользователей автомобильных дорог путем направления в банк инкассового поручения от 03.12.2003 N 269 признаны незаконными. Указанным решением суда также признано неподлежащим исполнению инкассовое поручение от 03.12.2003 N 269 на сумму 45 442 616 руб. 85 коп.
Постановлением апелляционной инстанции от 01.11.2004 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), просит отменить решение и постановление и отказать в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, предусмотренные статьей 46 НК РФ сроки для вынесения решения о принудительном взыскании денежных средств в бюджет налоговым органом не нарушены, а следовательно, действия Инспекции по принудительному взысканию пеней по налогу на пользователей автомобильных дорог являются обоснованными. Инспекция указывает, что при соблюдении установленных статьей 46 НК РФ сроков для вынесения решения инкассовые поручения могут быть выставлены на счета налогоплательщика без учета каких-либо временных рамок. Налоговый орган также ссылается на то, что решение и требование, на основании которых было выставлено инкассовое поручение, не оспаривались налогоплательщиком и не признавались судом недействительными, а недоимка по налогу на пользователей автомобильных дорог, на которую начислены пени, погашена заявителем.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы жалобы, а представитель Общества их отклонил.
Судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, произведена замена Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области на правопреемника - Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области в связи с реорганизацией налоговых органов.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кольскому району Мурманской области (далее - Инспекция по Кольскому району) направила Обществу требование от 16.01.2002 N 14 об уплате 54 329 262 руб. 54 коп. недоимки по налогу на пользователей автомобильных дорог и 45 442 616 руб. 85 коп. пеней за несвоевременную уплату налога в срок до 21.01.2002. В связи с неисполнением указанного требования налоговый орган вынес решение от 22.01.2002 N 29-21-31 о взыскании налога и пеней в сумме 370 862 934 руб. 48 коп. за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банках.
Инспекцией по Кольскому району 24.01.2002 принято решение N 29-21-43 о взыскании налога, сбора и пеней на общую сумму 70 000 000 руб. за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке. В названном решении имеется ссылка на требование от 16.01.2002 N 14.
Судебными инстанциями установлено и материалами дела подтверждается, что 22.01.2002 налоговый орган направил в Мурманское отделение Сберегательного банка N 8627 инкассовое поручение N 4046 на бесспорное взыскание задолженности по налогу на пользователей автомобильных дорог и пеней в сумме 99 771 879 руб. 39 коп. Указанное инкассовое поручение отозвано налоговым органом на основании письма от 03.09.2002 N 29-06/1-183.
В 2003 году Общество поставлено на налоговый учет в Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области (далее - Инспекция).
Инспекция 21.11.2003 направила Обществу письмо N 5841, в котором сообщила, что за налогоплательщиком числится задолженность по налогам в сумме 49 144 000 руб., из них 47 876 000 руб. пеней на пользователей автомобильных дорог. Обществу предложено погасить указанную задолженность по пеням.
Налоговый орган 03.12.2003 направил в Мурманское отделение Сберегательного банка N 8627 инкассовое поручение N 269 о взыскании 45 442 616 руб. 85 коп. пеней, начисленных по решению Инспекции Кольскому району от 22.01.2002 N 29-21-31.
Считая действия Инспекции по направлению инкассового поручения от 03.12.2004 N 8627 незаконными, Общество обжаловало их в арбитражный суд.
Судебные инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходили из того, что налоговым органом нарушен установленный налоговым законодательством порядок направления оспариваемого инкассового поручения.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и проверив обоснованность доводов кассационной жалобы, считает, что суд правомерно руководствовался следующим.
Пунктом 1 статьи 45 НК РФ предусмотрено, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок взыскание налога производится за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном статьей 46 Кодекса, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьей 47 НК РФ.
Положениями статьи 46 НК РФ предусмотрено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках.
Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика или налогового агента, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика или налогового агента.
Таким образом, право налогового органа на бесспорное взыскание с налогоплательщика сумм налога непосредственно связано с направлением в банк инкассового поручения (распоряжения).
Согласно пункту 3 статьи 46 НК РФ решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика в срок не позднее 5 дней после вынесения решения о взыскании необходимых денежных средств.
В соответствии с пунктом 9 статьи 46 НК РФ положения указанной статьи применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога и сбора.
Срок направления инкассового поручения Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрен, поскольку инкассовое поручение направляется в банк в целях реализации решения налогового органа о взыскании налогов, сборов и пеней и содержит распоряжение на перечисление в соответствующий бюджет и (или) внебюджетный фонд необходимых денежных средств. Принудительное исполнение обязанности по уплате налога путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика на счетах в банках осуществляется путем направления в банк инкассового поручения на основании решения налогового органа, принятого не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Судебными инстанциями установлено, что инкассовое поручение от 03.12.2004 N 8627 направлено на основании решения от 22.01.2002 N 29-21-31 и требования об уплате налога от 16.01.2002 N 14. Вместе с тем, Инспекцией ранее - 22.01.2002 направлялось в банк инкассовое поручение N 4046 во исполнение указанных требования и решения налогового органа. Однако 03.09.2002 налоговый орган отозвал это инкассовое поручение, отказавшись от бесспорного взыскания задолженности на основании требования от 16.01.2002 N 14 и решения от 22.01.2002 N 29-21-31. Направление в банк инкассового поручения от 03.12.2003 N 269 свидетельствует о том, что Инспекция повторно пытается взыскать с налогоплательщика сумму пеней в соответствии с требованием от 16.01.2002 N 14 и решением от 22.01.2002 N 29-21-31. Инкассовое поручение от 03.12.2003 N 269, заменяющее решение о взыскании, оформлено и направлено в банк за пределами установленного пунктом 3 статьи 46 НК РФ 60-дневного срока, исчисляемого с даты истечения срока для исполнения требования от 16.01.2002 N 14, что влечет недействительность инкассового поручения и невозможность его исполнения.
В связи с этим судебные инстанции сделали правомерный вывод о несоблюдении налоговым органом процедуры бесспорного взыскания сумм пеней.
Апелляционная инстанция установила, что согласно расчету взыскиваемых пеней, Инспекция произвела начисление сумм пеней по налогу на пользователей автомобильных дорог с 1995 по 2001 год нарастающим итогом. Однако до 1999 года включительно Обществу списывали и уменьшали сумму пеней. В связи с этим суд сделал обоснованный вывод о том, что не представляется возможным определить размер задолженности по пеням отдельно за каждый год, начиная с 1995 года.
Судом также установлено, что в 2000 и 2001 годах налогоплательщику предоставлялась рассрочка уплаты задолженности по налогу и пеням в территориальный дорожный фонд. Документы, подтверждающие исполнение Обществом графика рассрочки платежей, об отмене рассрочки суду не представлены, что также исключает возможность проверки начисления пеней в период действия рассрочки.
В ходе судебного разбирательства судебные инстанции установили, что налоговый орган уменьшил в лицевом счете налогоплательщика сумму задолженности по пеням на 10 395 160 руб. 55 коп. за 2001 год и 7 378 561 руб. 04 коп., начисленных за период с 30.04.1997 по 01.01.2002. Данное обстоятельство подтверждается актом сверки от 19.08.2004 N 337 и копией лицевого счета на 04.08.2004 и не оспаривается Инспекцией.
Следовательно, налоговый орган выставил инкассовое поручение на бесспорное взыскание 10 395 160 руб. 55 коп. и 7 378 561 руб. 04 коп. в нарушение пунктов 1 статьи 45 и пунктов 1 и 9 статьи 46 НК РФ, поскольку у налогоплательщика отсутствует задолженность по пеням на указанную сумму.
Согласно статье 17 Федерального закона "О бухгалтерском учете" срок хранения документов бухгалтерского учета составляет пять лет. Судебные инстанции обоснованно указали на то, что в связи с отсутствием по объективным причинам документов бухгалтерского учета не представляется возможным проверить правильность начисления пеней за 1995-1999 годы.
Учитывая, что налоговым органом не соблюден порядок бесспорного взыскания сумм пеней по налогу на пользователей автомобильных дорог, предусмотренный статьей 46 НК РФ, а также не обоснована сумма взыскиваемых пеней, суд первой и апелляционной инстанций правомерно признал незаконными действия Инспекции по направлению в банк инкассового поручения о взыскании пеней на основании требования от 16.01.2002 N 14.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы Инспекции и отмены обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 09.03.2004 и постановление апелляционной инстанци от 01.11.2004 Арбитражного суда Мурманской области по делу N А42-9576/03-29 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.В. Пастухова |
Н.А. Морозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 февраля 2005 г. N А42-9576/03-29
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника