Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 28 февраля 2005 г. N А42-10745/04-12
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Коробова К.Ю.,
судей Лавриненко Н.В. и Марьянковой Н.В.,
рассмотрев 22.02.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Печенгскому району Мурманской области на решение от 01.11.2004 (судья Каширская С.Г.) и постановление апелляционной инстанции от 14.12.2004 (судьи Беляева Л.Е., Соломонко Л.П., Посыпанко Е.Н.) Арбитражного суда Мурманской области по делу N А42-10745/04-12,
установил:
Предприниматель Асадова Севда Теймур кызы обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Печенгскому району Мурманской области (далее - Инспекция) от 20.05.2004 N 19 о привлечении заявителя к административной ответственности на основании статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 01.11.2004 заявленные требования удовлетворены. Постановление Инспекции от 20.05.2004 N 19 признано незаконным и отменено.
Постановлением апелляционной инстанции от 14.12.2004 решение оставлено без изменения.
В связи с проведенной реорганизацией в системе налоговых органов на основании заявления Инспекции и в соответствии со статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции произвел замену Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Печенгскому району Мурманской области на ее правопреемника - Инспекцию Федеральной налоговой службы по Печенгскому району Мурманской области.
В кассационной жалобе Инспекция просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе предпринимателю в удовлетворении заявления.
Податель жалобы ссылается на следующее: судом сделан неправильный вывод о нарушении Инспекцией процедуры привлечения к административной ответственности; Инспекция, получив уведомление о вручении адресату заказного письма, правомерно посчитала его надлежащим образом уведомленным о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении; суд согласился с доводами предпринимателя Асадовой С.Т. о том, что ей не дали возможности реализовать свои права, однако суд не принял во внимание, что реализация права предусматривает также определенные действия со стороны лица, в отношении которого ведется административное производство, в связи с чем заявитель должен был направить ходатайство об отложении рассмотрения дела, если по каким-либо причинам он не мог участвовать в его рассмотрении.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Инспекция и предприниматель о времени и месте слушания дела извещены, представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в результате проверки, проведенной 19.04.2004 в принадлежащем предпринимателю Асадовой С.Т. торговом киоске, Инспекция установила факт нарушения требований Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", выразившегося в неприменении контрольно-кассовой машины продавцом Юркиной Ю.Ю. при продаже пачки сигарет "Союз-Аполлон" по цене 9 руб.
По результатам проверки составлены акт от 19.04.2004 N 35-Ф и протокол об административном правонарушении от 20.04.2004 N 02/18.
Постановлением от 20.05.2004 N 19 предприниматель Асадова С.Т. привлечена к административной ответственности по статье 14.5 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в сумме 3 000 руб.
Считая незаконным привлечение ее к административной ответственности, предприниматель Асадова С.Т. обратилась с заявлением в арбитражный суд.
Согласно статье 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются в том числе протоколом об административном правонарушении. При этом не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
В соответствии со статьей 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются их права и обязанности, о чем делается запись в протоколе. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола. Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.
Таким образом, названная норма права предоставляет ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
Как видно из материалов дела, предприниматель Асадова С.Т. или ее законный представитель при составлении протокола не присутствовали, что явилось нарушением установленного порядка привлечения к административной ответственности. Доказательств надлежащего уведомления заявителя о времени и месте составления протокола Инспекция суду не представила.
Кроме того, в силу пункта 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Согласно представленной в материалы дела копии почтового уведомления о вручении предпринимателю Асадовой С.Т. определения о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении письмо было доставлено по указанному в нем адресу 18.05.2004. Уведомление подписано неустановленным лицом без указания расшифровки фамилии, имени или отчества. Однако в период с 18.05.2004 по 28.05.2004 Асадова С.Т. вместе с заболевшим ребенком находилась в лечебном учреждении г. Мурманска, о чем свидетельствует имеющаяся в материалах дела выписка из истории болезни ребенка.
Таким образом, предприниматель Асадова С.Т. не располагала информацией о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении и не присутствовала при его рассмотрении.
В такой ситуации суд первой и апелляционной инстанций пришел к обоснованному выводу о том, что Инспекцией нарушена процедура привлечения предпринимателя Асадовой С.Т. к административной ответственности, что является основанием для признания постановления от 20.05.2004 N 19 незаконным.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 01.11.2004 и постановление апелляционной инстанции от 14.12.2004 Арбитражного суда Мурманской области по делу N А42-10745/04-12 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Печенгскому району Мурманской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
К.Ю. Коробов |
Н.В. Марьянкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 февраля 2005 г. N А42-10745/04-12
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника