Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 24 февраля 2005 г. N А56-11472/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Абакумовой И.Д., судей Шевченко А.В., Клириковой Т.Б.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "БайкалВтормет" Лаврентьевой Е.В. (доверенность от 27.09.2004), от Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району Санкт-Петербурга Исламовой Д.Х. (доверенность от 08.02.2005 N 18/2447).
рассмотрев 24.02.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району Санкт-Петербурга на решение от 30.06.2004 (судья Захаров В.В.) и постановление апелляционной инстанции от 04.11.2004 (судьи Звонарева Ю.Н., Петренко Т.И., Шульга Л.А.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А55-11472/04,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "БайкалВтормет" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Московскому району Санкт-Петербурга (после реорганизации - Инспекция Федеральной налоговой службы по Московскому району Санкт-Петербурга (далее - Инспекция) от 19.02.2004 N 02/0115 об отказе в возмещении 5 985 246 руб. налога на добавленную стоимость по экспорту за октябрь 2003 года и об обязании Инспекции возместить указанную сумму налога путем возврата денежных средств на расчетный счет Общества.
Решением суда от 30.06.2004 оставленном без изменения постановлением апелляционной инстанции от 04.11.2004 заявленные Обществом требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Инспекция просит судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, Общество не подтвердило право на применение налоговых вычетов, поскольку представленные им к проверке документы не соответствуют требованиям статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). В частности, Инспекция указывает: "в представленных Обществом в Инспекцию экспортных контрактах от 30.07.2003 N 30/07 и от 21.08.2003 N 21/08 и приложенных к ним грузовым таможенным декларациям (далее - ГТД) в нарушение подпунктов 1 и 4 пункта 1 статьи 165 НК РФ не соответствует страна назначения; вес товара, указанный в ГТД N 10216010/250903/0007122 и коносаменте N 4 не соответствует весу, указанному в поручении на отгрузку N 18/09/1; ГТД N 10216010/120803/0005861, N 10216010/130903/0006805, N 10216010/250903/0007121 не соответствуют коносаментам и поручениям на отгрузку в части указанных в них транспортных средств".
Кроме того, данные по ГТД N 10216010/130903/0006806 в нарушение положений пункта 9 статьи 167 НК РФ неправомерно включены в декларацию по налогу на добавленную стоимость за октябрь 2003 года, поскольку полный пакет документов по названной ГТД собран в ноябре 2003 года, о чем свидетельствует отметка Балтийской таможни о вывозе товара от 09.11.2003. Таким образом, по мнению налогового органа, Общество не подтвердило право на применения налоговых вычетов в октябре 2003 года.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит решение суда и постановление апелляционной инстанции оставить без изменения как законные и обоснованные, а жалобу налогового органа - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Общества просил оставить оспариваемые судебные акты без изменения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество на основании внешнеторговых контрактов от 19.09.2003 N 19/09, от 21.08.2003 N 21/08, от 29.07.2003 N 29/07, от 04.09.2003 N 4/09, от 03.09.2003 N 3/09, от 18.09.2003 N 18/09, от 30.07.2003 N 30/07, заключенных с фирмой "INCORT TRADING LTD", Великобритания, и дополнительных соглашений к ним, экспортировало лом и отходы черных металлов.
Общество 20.11.2003 представило в налоговый орган декларацию по налогу на добавленную стоимость за октябрь 2003 года по налоговой ставке 0 процентов, а также предусмотренные пунктом 1 статьи 165 НК РФ документы, подтверждающие обоснованность применения Обществом налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов.
В ходе камеральной проверки представленной декларации и документов налоговым органом установлено, что Общество необоснованно заявило к возмещению 5 985 246 руб. налога на добавленную стоимость, поскольку направленные им документы не соответствуют требованиям статьи 165 НК РФ. В частности Инспекция указала, что: "в экспортных контрактах от 30.07.2003 N 30/07 и от 21.08.2003 N 21/08 и приложенных к ним ГТД в нарушение подпунктов 1 и 4 пункта 1 статьи 165 НК РФ не соответствует страна назначения; вес товара, указанный в ГТД N 10216010/250903/0007122 и коносаменте N 4, не соответствует весу, указанному в поручении на отгрузку N 18/09/1; ГТД N 10216010/120803/0005861, N 10216010/130903/0006805, N 10216010/250903/0007121 не соответствуют коносаментам и поручениям на отгрузку в части указанных в них транспортных средств; согласно представленным экспортным контрактам иностранный покупатель имеет следующие платежные реквизиты: LATEKO BANK, RIGA, LATVIA, Cor Bank: DEUTSCHE BANK TRUST COMPANY AMERICAS, однако денежные средства на счет налогоплательщика от инопартнера поступили с корсчета в банке UNION BANK OF KALIFORNIA INTERNATIONAL NEW YORK; представленные Обществом счета-фактуры в нарушение положений статьи 169 НК РФ содержат неправильное наименование организации-поставщика, в некоторых из них отсутствуют подписи ответственного лица от продавца".
По результатам проверки Инспекцией принято решение от 19.02.2004 N 02/0115 об отказе в возмещении 5 985 246 руб. налога на добавленную стоимость по экспорту за октябрь 2003 года.
Общество с указанным решением налогового органа не согласилось и обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд, удовлетворяя требования Общества, указал, что им выполнены все требования законодательства о налогах и сборах для получения возмещения налога на добавленную стоимость из бюджета.
Кассационная инстанция считает, что суды первой и апелляционной инстанций правомерно признали недействительным оспариваемое решение налогового органа, которое нарушает права налогоплательщика и не соответствует нормам законодательства о налогах и сборах.
Право налогоплательщика на возмещение налога на добавленную стоимость из бюджета, а также условия реализации этого права установлены статьей 176 НК РФ. Порядок реализации права налогоплательщика на возмещение налога на добавленную стоимость при экспорте товаров (работ, услуг) определен в пункте 4 статьи 176 НК РФ. В силу названной нормы для подтверждения права на возмещение налога налогоплательщик обязан представить в налоговый орган декларацию по ставке 0 процентов и документы, предусмотренные статьей 165 НК РФ, на основании которых не позднее трех месяцев производится возмещение налога. В течение этого срока налоговый орган в соответствии с пунктом 4 статьи 176 НК РФ должен проверить обоснованность применения ставки 0 процентов и налоговых вычетов, после чего принять решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо отказе (полностью или частично) в возмещении.
Пунктом 1 статьи 165 НК РФ определен перечень документов, которые налогоплательщик в соответствии с названной нормой и пунктом 4 статьи 176 НК РФ обязан представить в налоговую инспекцию в подтверждение обоснованности применения ставки 0 процентов и налоговых вычетов при реализации товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации. Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 165 НК РФ экспортер обязан представить в налоговый орган копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы Российской Федерации. Налогоплательщик может представить любой из перечисленных документов с учетом следующих особенностей.
При вывозе товаров в таможенном режиме экспорта судами через морские порты для подтверждения вывоза товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации налогоплательщиком в налоговые органы представляются следующие документы: копия поручения на отгрузку экспортируемых грузов с указанием порта разгрузки с отметкой "Погрузка разрешена" пограничной таможни Российской Федерации; копия коносамента на перевозку экспортируемого товара, в котором в графе "Порт разгрузки" указан порт, находящийся за пределами таможенной территории Российской Федерации.
В данном случае налогоплательщик представил налоговому органу и в судебное заседание необходимые документы. Коносаменты содержат сведения о порте разгрузки, находящемся за пределами таможенной территории Российской Федерации. В поручениях на отгрузку экспортных грузов указан порт разгрузки, имеется и соответствующая отметка Балтийской таможни "Погрузка разрешена". Кроме того, Обществом представлены одновременно с налоговой декларацией грузовые таможенные декларации с отметками таможенного органа "Товар вывезен полностью".
Таким образом, поскольку Общество представило налоговому органу полный пакет документов, соответствующий требованиям пункта 1 статьи 165 НК РФ, у налогового органа отсутствовали правовые основания для отказа налогоплательщику в возмещении налога на добавленную стоимость.
Факты экспорта товара и уплаты налога на добавленную стоимость поставщикам налоговым органом также не оспариваются.
Суд кассационной инстанции отклоняет как не соответствующий материалам дела довод налогового органа о том, что данные по ГТД N 10216010/130903/0006806 неправомерно включены в декларацию по налогу на добавленную стоимость за октябрь 2003 года, поскольку полный пакет документов по названной ГТД собран в ноябре 2003 года. Общий вес лома, вывозимого по названной ГТД согласно графам 35, 38 декларации составляет 3 000 000 кг. Общество во исполнение контракта от 03.09.2003 N 3/09 в октябре 2003 года отгрузило 2 151 663 кг лома, о чем свидетельствует отметка Балтийской таможни от 17.10.2003 на обороте ГТД. Полный пакет по этой отгрузке был собран заявителем в октябре 2003 года и представлен в налоговый орган для получения возмещения по налогу на добавленную стоимость. Оставшееся количество товара было вывезено 09.11.2003 согласно штампу таможни "Товар вывезен полностью".
Довод Инспекции о том, что вес товара, указанный в ГТД N 10216010/250903/0007122 и коносаменте N 4, не соответствует весу, указанному в поручении на отгрузку N 18/09/1, также подлежит отклонению. Суд установил, что общий вес товара, вывозимого по спорной ГТД, составляет 1 000 000 кг. В отчетном периоде - 10.10.2003 (согласно отметке таможни) Обществом было вывезено 412 593 кг товара, соответственно на это количество товара и был выдан коносамент. Данный вывод суда подтверждается материалами дела.
Ссылка налогового органа на несоответствие сведений о транспортном средстве, которым осуществлялась поставка товаров на экспорт, указанных в трех грузовых таможенных декларациях, сведениям, отраженным в коносаментах и поручениях на отгрузку, также отклоняется кассационной инстанцией.
Как правильно указали суды первой и апелляционной инстанций, несовпадение указанных сведений не свидетельствует о том, что грузовые таможенные декларации не соответствуют требованиям статьи 165 НК РФ и иным нормам законодательства.
Порядок заполнения грузовой таможенной декларации установлен Инструкцией о порядке заполнения грузовой таможенной декларации, утвержденной приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 16.12.98 N 848. Согласно пункту 3.2 названной Инструкции в графе 21 грузовой таможенной декларации указываются сведения о транспортных средствах, на которых товары будут фактически перемещены через границу Российской Федерации. В этом же пункте предусмотрено, что в случае отсутствия у декларанта сведений о транспортных средствах в графе 21 проставляется "неизвестно".
Статьей 133 Таможенного кодекса Российской Федерации допускается внесение изменений и дополнений в грузовую таможенную декларацию.
В соответствии с пунктом 4.3 приказа Балтийской таможни Северо-Западного таможенного управления Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 26.07.2000 N 198 "Об утверждении и вводе в действие Положения о таможенном оформлении товаров и транспортных средств в балтийской таможне" в случае переноса погрузки груза с одного судна на другое, связанного с задержкой подхода первоначально указанного судна, экспедитор подает в ОТД Центрального таможенного поста, в котором планировалось оформление судна на отход, заявление с изложением причин переноса погрузки груза на другое судно и просьбой внести изменения в наименование судна в данном поручении на погрузку либо выдать ему комплект документов для оформления в ОТОиТК таможенного поста нового поручения на погрузку. На основании заявления экспедитора с записью сотрудника ОТОиТК таможенного поста на изменение наименования судна сотрудник ОТД Центрального таможенного поста вписывает в поручение на погрузку новое наименование судна, заверяя запись подписью и оттиском личной номерной печати.
Таким образом, законодательством предусмотрена возможность замены судна, на котором будет осуществлен фактический вывоз товаров на экспорт.
Довод налогового органа о том, что по ГТД N 10216010/120803/0005862 и N 10216010/260803/0006204 груз экспортировался в Финляндию и Республику Корея соответственно, что не предусмотрено представленными Обществом в Инспекцию экспортными контрактами от 30.07.2003 N 30/07 и от 21.08.2003 N 21/08, правомерно отклонен судебными инстанциями. Согласно поручениям на отгрузку и коносаментам, которые имеют соответствующие отметки таможенных органов, товар был отгружен в Швецию и Республику Корея, что предусмотрено пунктом 9 названных экспортных контрактов. Таким образом, представленные документы и контракты соответствуют положениям статьи 165 НК РФ, поскольку предусматривают поставку товара за пределы таможенной территории Российской Федерации.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций законно и обоснованно признали оспариваемое решение налогового органа недействительным и, установив отсутствие у Общества задолженности перед бюджетом, обязали Инспекцию возвратить на расчетный счет налогоплательщика 5 985 246 руб. налога на добавленную стоимость по экспорту за октябрь 2003 года согласно его заявлению от 19.11.2003.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы Инспекции, а принятые судебные акты считает законными и обоснованными.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 30.06.2004 и постановление апелляционной инстанции от 04.11.2004 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-11472/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Д. Абакумова |
Т.В. Клирикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 февраля 2005 г. N А56-11472/04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника