Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 16 февраля 2005 г. N А56-28698/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Абакумовой И.Д., судей Шевченко А.В., Троицкой Н.В.,
при участии от закрытого акционерного общества "Завод металлоконструкций" Мурашевой И.А. (доверенность от 11.01.2005 N 18/8), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ленинградской области Тимошенко И.Н. (доверенность от 13.01.2005 N 203-06/185),
рассмотрев 16.02.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.09.2004 по делу N А56-28698/04 (судья Загараева Л.П.),
установил:
Закрытое акционерное общество "Завод металлоконструкций" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Ленинградской области (после реорганизации - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Ленинградской области, далее - Инспекция) от 05.05.2004 N 67 в части отказа в возмещении 128 714 руб. налога на добавленную стоимость за январь 2004 года.
Решением от 13.09.2004 заявленные Обществом требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований.
По мнению подателя жалобы, Общество не подтвердило право на получение возмещения по налогу на добавленную стоимость в сумме 128 714 руб. за январь 2004 года, поскольку представленные им счета-фактуры оформлены с нарушением пункта 5 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ): в них указан адрес грузоотправителя - общества с ограниченной ответственностью "МеталлСервисЦентр-ЗМК" (далее - ООО "МеталлСервисЦентр-ЗМК"), по которому данное общество не находится.
В отзыве на кассационную жалобу Общество, считая доводы жалобы несостоятельными, просит оставить решение суда от 13.09.2004 без изменения.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Общества просил оставить оспариваемый судебный акт без изменения.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество на основании контракта от 11.11.2002 N Е-02-049 4502001261, заключенного с фирмой "Alstom Finland Oy Environmental Systems", Финляндия, и дополнений к нему экспортировало элементы металлоконструкций промышленного фильтра очистки дымовых газов.
Налогоплательщик 20.02.2004 представил в Инспекцию декларацию за январь 2004 года по экспортным операциям, налог на добавленную стоимость по которым исчисляется по ставке 0 процентов. В декларации Общество заявило к вычету 358 743 руб. названного налога. Вместе с декларацией налогоплательщик представил документы, подтверждающие обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов и право на возмещение налога на добавленную стоимость.
Налоговый орган провел камеральную проверку представленной Обществом декларации и документов, в ходе которой выявил ряд нарушений. В частности, Инспекция установила, что представленные налогоплательщиком счета-фактуры содержат недостоверные сведения об адресе продавца и грузоотправителя - ООО "МеталлСервисЦентр-ЗМК" - г. Санкт-Петербург, ул. Караваевская, д. 57, поскольку по данному адресу общество не находится. Кроме того, при проведении встречной налоговой проверки поставщика установлено, что ООО "МеталлСервисЦентр-ЗМК", находящееся на налоговом учете в Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Невскому району Санкт-Петербурга, не представляет бухгалтерскую и налоговую отчетность в налоговый орган - последняя отчетность им представлена за 4 квартал 2002 года; все банковские счета закрыты 14.05.2003.
По результатам проверки налоговый орган вынес решение от 05.05.2004 N 67 о возмещении 230 029 руб. налога на добавленную стоимость и об отказе в возмещении 128714 руб. налога.
Общество с данным решением в части отказа в возмещении 128 714 руб. налога на добавленную стоимость не согласилось и обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Налоговый орган в отзыве на заявление Общества указал, что в действиях поставщика - ООО "МеталлСервисЦентр-ЗМК" и налогоплательщика присутствуют признаки недобросовестности: у заявителя и его контрагента аналогичные наименования - ЗАО "ЗМК" и ООО "МеталлСервисЦентр-ЗМК", одинаковые юридические адреса - г. Санкт-Петербург, ул. Караваевская, д. 57. Счета поставщика закрыты 14.05.2003, последняя налоговая отчетность ООО "МеталлСервисЦентр-ЗМК" представлена за 4 квартал 2002 года, в то время как ряд счетов-фактур датирован январем 2003 года. Учитывая изложенное, оспариваемое решение, по мнению налогового органа, является законным и обоснованным.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные Обществом требования, указал на выполнение налогоплательщиком требований, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, и представление в налоговый орган документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ и подтверждающих право Общества на возмещение 128 714 руб. налога на добавленную стоимость.
Суд кассационной инстанции, рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, считает, что суд, удовлетворяя требования Общества, правомерно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, помещаемых под таможенный режим экспорта, при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации и представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 173 НК РФ сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет, по операциям реализации экспортных товаров (работ, услуг) определяется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов сумма налога, исчисляемая в соответствии с пунктом 6 статьи 166 НК РФ.
В силу пункта 3 статьи 172 НК РФ вычеты сумм налога, предусмотренных статьей 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1 статьи 164 НК РФ, производятся только при представлении в налоговые органы соответствующих документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 173 НК РФ превышение сумм налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 НК РФ, над суммами налога, исчисляемыми в соответствии с пунктом 6 статьи 166 НК РФ, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьей 176 НК РФ.
В силу пункта 4 статьи 176 НК РФ суммы, предусмотренные статьей 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1-6 и 8 пункта 1 статьи 164 НК РФ, а также суммы налога, исчисленные и уплаченные в соответствии с пунктом 6 статьи 166 НК РФ, подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании отдельной налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 НК РФ, и документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Таким образом, из приведенных норм следует, что организации-экспортеру для подтверждения права на возмещение налога на добавленную стоимость при экспорте товаров необходимо доказать факт экспорта, представив в налоговую инспекцию документы, перечисленные в статье 165 НК РФ, а также выполнить требования, установленные статьями 169, 171-173 и статьей 176 НК РФ.
Судом установлено и Инспекцией не оспариваются факты реального экспорта товаров, уплаты Обществом налога на добавленную стоимость поставщикам экспортируемого товара и поступления валютной выручки на счет заявителя.
Суд кассационной инстанции отклоняет как несостоятельный довод налогового органа о том, что представленные Обществом счета-фактуры не соответствуют требованиям статьи 169 НК РФ.
Порядок оформления и выставления счетов-фактур изложен в статье 169 НК РФ, которой счет-фактура определен как документ, служащий основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ.
Перечень сведений, которые должны быть указаны в счете-фактуре, приведен в пункте 5 статьи 169 НК РФ, а порядок заверения данных счета-фактуры предусмотрен в пункте 6 указанной статьи.
Согласно подпункту 3 пункта 5 статьи 169 НК РФ в счете-фактуре должны быть указаны, в том числе, адреса грузоотправителя.
Правовые последствия несоблюдения требований пунктов 5 и 6 статьи 169 НК РФ установлены в пункте 2 статьи 169 НК РФ: счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного указанными пунктами, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
Таким образом, одним из условий предъявления к вычету и возмещения из бюджета сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных поставщикам, является наличие у налогоплательщика на дату составления декларации по налогу за соответствующий налоговый период счетов-фактур, предусмотренных статьей 169 НК РФ, оформленных с соблюдением установленных требований.
В данном случае в выставленных ООО "МеталлСервисЦентр-ЗМК" Обществу счетах-фактурах указаны все сведения (в том числе адрес поставщика), предусмотренные пунктами 5 и 6 статьи 169 НК РФ, которые соответствуют аналогичным реквизитам, содержащимся в договоре поставки от 01.11.2002 N ПЗМ-01-11, заключенном Обществом с ООО "МеталлСервисЦентр-ЗМК". Вместе с тем нормами главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе и пунктами 5-6 статьи 169 НК РФ, на покупателя товаров (работ, услуг) не возлагается ответственность за достоверность указанных им в счетах-фактурах сведений о местонахождении продавца этих товаров (работ, услуг). Согласно пункту 2 статьи 169 НК РФ невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных пунктами 5 и 6 этой статьи, не может являться основанием для отказа принять к вычету суммы налога, предъявленные продавцом. Кроме того, налоговым органом не представлено доказательств того, что на момент составления договора поставки и счетов-фактур поставщик не находился по указанному им в этих документах адресу.
Таким образом, судом сделан правильный вывод о том, что Общество подтвердило право на применение налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает, что обжалуемый судебный акт соответствует действующему законодательству, а следовательно, оснований для его отмены не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.09.2004 по делу N А56-28698/04 оставить без изменений, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Д. Абакумова |
Н.В. Троицкая
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 февраля 2005 г. N А56-28698/04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника