Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 2 марта 2005 г. N А26-10885/04-22
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Блиновой Л.В. и Малышевой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 16" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 27.10.2004 по делу N А26-10885/04-22 (судья Таратунин Р.Б.),
установил:
Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Республики Карелия (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о взыскании с муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 16" (далее - Детский сад N 16, Учреждение) 79 446 руб. штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, за несвоевременное представление налоговой декларации по единому социальному налогу за 2003 год.
Решением суда первой инстанции от 27.10.2004 требования налоговой инспекции удовлетворены полностью.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Учреждение просит отменить обжалуемое решение суда и принять по данному делу новое решение. По мнению подателя жалобы, судом при удовлетворении заявления налоговой инспекции о взыскании штрафа необоснованно не учтены обстоятельства смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в суд не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что в ходе проведения камеральной проверки представленной Учреждением декларации по единому социальному налогу за 2003 год налоговая инспекция установила нарушение срока её подачи в налоговый орган, установленного пунктом 7 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). При сроке представления налоговой декларации по единому социальному налогу - не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (в данном случае 30.03.2004), Детский сад N 16 представил декларацию за 2003 года 17 мая 2004 года, то есть с просрочкой более 1,5 месяца.
По результатам проверки налоговым органом составлена и направлена ответчику докладная записка от 31.05.2004 N 53, в которой Детский сад N 16 уведомлен о возбуждении в отношении него производства по делу о налоговом правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 119 НК РФ, с предложением представить возражения и (или) объяснения по факту совершенного правонарушения.
Решением налоговой инспекции от 28.06.2004 N 127к, принятым с учетом возражений налогоплательщика, Детский сад N 16 привлечен к ответственности по пункту 1 статьи 119 НК РФ в виде взыскания 79 446 руб. штрафа. На основании этого решения налогоплательщику направлено требование от 28.06.2004 N 505 об уплате налоговой санкции в срок до 15.07.2004.
Поскольку требование о добровольной уплате штрафа Учреждением не исполнено, налоговая инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании штрафа в принудительном порядке.
Решением суда первой инстанции требования налогового органа удовлетворены.
Кассационная инстанция, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает такое принятое судом решение законным и обоснованным.
В соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 80 НК РФ налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Как указано в пункте 1 статьи 119 НК РФ непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного в пунктом 2 названной статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 руб.
Согласно пункту 7 статьи 243 НК РФ налогоплательщики представляют налоговую декларацию по единому социальному налогу по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации, не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (налоговым периодом, как указано в статьи 240 НК РФ является календарный год).
Материалами дела подтверждается, что Детский сад N 16, являясь плательщиком единого социального налога, несвоевременно представил в налоговый орган декларацию по единому социальному налогу за 2003 год. Этот факт Учреждением не оспаривается. В то же время налогоплательщик считает, что в его случае имеются основания для снижения размера подлежащего взысканию штрафа.
Суд первой инстанции взыскал штраф в размере, указанном в поданном в суд налоговым органом заявлении. Суд не признал обстоятельства, на которые ссылалось Учреждение в объяснениях, направленных в налоговый орган и в суд (в отзыве на заявление), обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения.
В кассационной жалобе Учреждение просит отменить решение суда, не соглашаясь с такой оценкой судом обстоятельств, которые налогоплательщик считает смягчающими его ответственность.
Между тем, правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы Учреждения не имеется.
Согласно статье 114 НК РФ налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения. Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных статьями главы 16 НК РФ. При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не менее чем в два раза по сравнению с установленным соответствующей статьей главы 16 НК РФ за совершение налогового правонарушения.
Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения в порядке, установленном статьей 114 Кодекса (часть 4 статьи 112 НК РФ).
Поскольку смягчающие обстоятельства устанавливаются судом при взыскании штрафных санкций, то в силу статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе переоценивать выводы суда о наличии (отсутствии) этих обстоятельств, если при этом нормы статей 112 и 114 НК РФ применены судом правильно.
Принимая во внимание, что кассационной инстанцией не установлено нарушения судом первой инстанции положений статей 112 и 114 НК РФ, оснований для отмены обжалуемого Учреждением решения суда не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 27.10.2004 по делу N А26-10885/04-22 оставить без изменения, а кассационную жалобу муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 16" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Г. Кузнецова |
Н.Н. Малышева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 марта 2005 г. N А26-10885/04-22
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника