Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 25 февраля 2005 г. N А13-5061/04-27
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Хохлова Д.В., судей Бухарцева С.Н., Кочеровой Л.И.,
рассмотрев 21.02.05 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Совета самоуправления Сокольского муниципального района Вологодской области на решение от 26.07.04 (судья Кудин А.Г.) и постановление апелляционной инстанции от 14.10.04 (судьи Чельцова Н.С., Хвостов Е.А., Осокина Н.Н.) Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-5061/04-27,
установил:
Администрация Совета самоуправления Сокольского муниципального района Вологодской области (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительными решения и предписания от 02.04.04 N 493 Вологодского территориального управления Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, правопреемником которого является Управление Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее - антимонопольный орган).
Решением суда от 26.07.04 администрации отказано в удовлетворении заявления.
Постановлением апелляционной инстанции от 14.10.04 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация просит отменить судебные акты и признать недействительными оспариваемые ненормативные акты антимонопольного органа. По мнению подателя жалобы, проведение конкурса на право обслуживания регулярных городских маршрутов соответствует положениям действующего законодательства и не затрагивает самостоятельности хозяйствующих субъектов.
Дело рассмотрено без участия представителей сторон, надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного заседания.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела видно, что в феврале 2004 года администрация провела открытый конкурс на право обслуживания регулярных городских автобусных маршрутов, по итогам которого с победителями заключены муниципальные контракты на перевозку пассажиров по этим маршрутам.
Усмотрев в действиях администрации нарушение положений статьи 7 Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (далее - Закон о конкуренции), антимонопольный орган принял решение от 02.04.04 N 493 о выдаче администрации предписания от 02.04.04 N 493 о расторжении всех муниципальных контрактов, заключенных с победителями конкурса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона о конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным наделенным функциями или правами указанных органов власти органам или организациям запрещается принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминационные условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов.
Согласно подпункту 20 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 28.08.95 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон от 28.08.95 N 154-ФЗ) организация транспортного обслуживания населения отнесена к вопросам местного значения.
В силу пункта 6 статьи 61 Закона Российской Федерации от 06.07.91 N 1550-1 "О местном самоуправлении в Российской Федерации" районная администрация руководит транспортными предприятиями и организациями, находящимися в муниципальной собственности, осуществляет контроль за работой иных транспортных предприятий и организаций, действующих на территории района, утверждает маршруты и графики движения местного транспорта, привлекает на договорных началах к транспортному обслуживанию населения предприятия и организации, действующие на территории района; обеспечивает учет автомобилей и других видов механических транспортных средств в районе; организует и контролирует обслуживание пассажиров на вокзалах, пристанях и в аэропортах.
Как указано в статье 33 Закона от 28.08.95 N 154-ФЗ, органы местного самоуправления вправе выступать заказчиком, на выполнение работ по благоустройству территории муниципального образования, коммунальному обслуживанию населения, строительству и ремонту объектов социальной инфраструктуры, производству продукции, оказанию услуг, необходимых для удовлетворения бытовых и социально-культурных потребностей населения соответствующей территории, на выполнение других работ с использованием предусмотренных для этого собственных материальных и финансовых средств.
Пунктом 2 статьи 12 Федерального закона от 25.09.97 N 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон от 25.09.97 N 126-ФЗ) предусмотрено, что размещение муниципального заказа на выполнение работ (оказание услуг), финансируемых за счет средств местного бюджета, осуществляется на основе открытого конкурса, правила которого устанавливаются представительным органом местного самоуправления. Заказчиком по муниципальному заказу на выполнение работ (оказание услуг), финансируемых за счет средств местного бюджета, выступают органы или должностные лица местного самоуправления.
В соответствии со статьей 9 Закона Вологодской области от 31.03.2000 N 480-ОЗ органы местного самоуправления выполняют в установленном действующим законодательством порядке функции заказчика пассажирских перевозок на территории муниципального образования, привлекая на договорных условиях к транспортному обслуживанию населения организации всех форм собственности и индивидуальных предпринимателей на конкурсной основе в целях формирования муниципального заказа.
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона о конкуренции при проведении конкурса не допускается:
создание преимущественных условий участия в конкурсе, в том числе доступа к конфиденциальной информации, уменьшение платы за участие в конкурсе для отдельных участников конкурса;
участие в конкурсе организаторов конкурса, их сотрудников и аффилированных лиц;
осуществление организатором конкурса координации деятельности его участников, в результате которой имеется либо может иметь место ограничение конкуренции между участниками конкурса или ущемление интересов его участников;
необоснованное ограничение доступа к участию в конкурсе.
Во исполнение приведенных нормативных положений главой администрации принято постановление от 05.01.04 N 12 об утверждении Положения о проведении конкурса на право обслуживания регулярных городских маршрутов. В пункте 1.4 названного Положения указано, что участниками конкурса могут быть любые юридические лица и индивидуальные предприниматели, обладающие опытом работы в сфере пассажирских перевозок, имеющие на законных основаниях подвижной состав, соответствующий виду перевозок, и лицензию на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом. Постановлением главы администрации от 05.01.04 N 3 объявлен конкурс на право обслуживания регулярных городских маршрутов.
Согласно конкурсной документации, утвержденной главой администрации 05.01.04, заказчик намеревается использовать средства областного бюджета в виде субсидий и субвенций на возмещение убытков от перевозок льготных категорий пассажиров. По итогам конкурса с его победителями заключены муниципальные контракты на оказание услуг по перевозке пассажиров, в том числе пассажиров имеющих право на бесплатный проезд в соответствии с законодательством. По условиям этих договоров заказчик обеспечивает финансирование выпадающих доходов, связанных с перевозкой льготных категорий пассажиров, пропорционально выполненной работе.
Каких-либо нарушений в ходе организации и проведения администрацией конкурса антимонопольным органом не выявлено.
В обоснование вывода о нарушении администрацией требований антимонопольного законодательства суды первой и апелляционной инстанций указали на то, что в данном случае проведение конкурса не обусловлено формированием муниципального заказа.
Кассационная инстанция считает такой вывод судов обеих инстанций ошибочным.
В соответствии со статьей 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации муниципальный заказ представляет собой совокупность заключенных муниципальных контрактов на поставку товаров, производство работ, оказание услуг за счет средств соответствующего бюджета (пункт 4). Муниципальный контракт - это договор, заключенный органом местного самоуправления от имени муниципального образования с физическими и юридическими лицами в целях обеспечения муниципальных нужд, предусмотренных в расходах местного бюджета (пункт 1).
Согласно решению Совета самоуправления Сокольского муниципального района от 18.12.03 N 345 "О бюджете Сокольского муниципального района на 2004 год" в бюджете района на 2004 год предусмотрены расходы в сумме 16 749 200 руб. субвенций и субсидий из областного бюджета на реализацию льгот, предусмотренных федеральными и областными законами. Из них 2 462 500 руб. составляют расходы на реализацию льгот, распространяемых на транспортное обслуживание населения.
В силу статьи 6 Закона от 25.09.97 N 126-ФЗ доходная часть местных бюджетов состоит, в том числе, из финансовой помощи в различных формах (дотации, субвенции, средства фонда финансовой поддержки муниципальных образований).
Таким образом, договоры с победителями конкурса заключены администрацией в целях удовлетворения нужд льготных категорий населения, их условиями предусмотрена оплата транспортных услуг за счет собственных финансовых средств, предусмотренных в расходах местного бюджета, а следовательно, указанные договоры являются муниципальными контрактами, образующими муниципальный заказ.
Сам факт проведения конкурса ошибочно расценен судами первой и апелляционной инстанций как исключающий возможность иных хозяйствующих субъектов, кроме победителей конкурса, оказывать услуги по перевозке пассажиров по тем же маршрутам. Ничто не препятствует хозяйствующим субъектам, проигравшим в конкурсе, продолжать оказывать услуги по перевозке пассажиров по установленным маршрутам в соответствии с согласованными в установленном порядке расписаниями. По итогам конкурса с победителями заключены договоры на оказание услуг по перевозке льготных категорий пассажиров, предусматривающие оплату за счет средств местного бюджета. Заключение таких договоров по итогам конкурса не противоречит ни требованиям антимонопольного законодательства, ни положениям бюджетного законодательства.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции правомерно указал на незаконность пункта 4.11 заключенных договоров, которым исполнителю вменяется в обязанность не допускать привлечения на автобусные маршруты дополнительного подвижного состава иных перевозчиков. Однако данное условие договоров подлежит проверке антимонопольным органом на соответствие положениям статьи 8 Закона о конкуренции, содержащим запрет на заключение соглашений между органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами, в результате которых имеются или могут иметь место недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов.
Как следует из материалов дела, в качестве противоправных действий администрации вменяется в вину сам факт проведения конкурса. Условия спорных договоров не были предметом рассмотрения антимонопольным органом и не исследовались с позиций соответствия требованиям статьи 8 Закона о конкуренции.
При таких обстоятельствах действия администрации по проведению конкурса и заключению по его итогам муниципальных контрактов не ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, не создают дискриминационных условий для деятельности организаций и предпринимателей на рынке оказания услуг по перевозке пассажиров в городе Сокол. Такие действия администрации не заключают в себе угрозу конкуренции и ущемления интересов хозяйствующих субъектов, а значит, не нарушают положения статьи 7 Закона о конкуренции.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а заявление администрации - удовлетворению.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 26.07.04 и постановление апелляционной инстанции от 14.10.04 Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-5061/04-27 отменить.
Признать недействительными решение и предписание от 02.04.04 N 493 Вологодского территориального управления Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства как не соответствующие положениям Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
Обязать Управление Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов администрации Совета самоуправления Сокольского муниципального района Вологодской области.
Председательствующий |
Д.В. Хохлов |
Л.И. Кочерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 февраля 2005 г. N А13-5061/04-27
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника