Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 21 февраля 2005 г. N А05-14951/04-3
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кирилловой И.И., судей Изотовой С.В. и Чертилиной З.А.,
рассмотрев 21.02.05 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Архангельской области от 27.10.04 по делу N А05-14951/04-3 (судья Куницына Л.Л.),
установил:
Открытое акционерное общество "Северо-Западный Телеком" в лице Няндомского узла связи филиала "Артелеком Архангельской области" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Министерство финансов), Российской Федерации в лице Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Архангельской области в лице Департамента финансов администрации Архангельской области, Архангельской области в лице Управления социальной защиты населения администрации Архангельской области, муниципальному образованию "Няндомский район" (далее - МО "Няндомский район") в лице финансово-экономического управления, МО "Няндомский район" в лице отделения социальной защиты населения о взыскании 328.664 руб. 30 коп., понесенных в связи с предоставлением абонентам льгот по оплате услуг телефонной связи на основании Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.95 N 181-ФЗ (далее - Закон о защите инвалидов) в период с февраля по декабрь 2003 года.
Решением от 27.10.04 требования Общества удовлетворены частично путем взыскания с Российской Федерации в лице Министерства финансов за счет средств федерального бюджета 273.886 руб. 92 коп. В остальной части иска и в иске к остальным ответчикам отказано.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения не проверялись.
В кассационной жалобе Министерство финансов, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение в части взыскания убытков за счет казны Российской Федерации и принять по делу новый судебный акт.
По мнению подателя жалобы, Российская Федерация полностью выполнила взятые на себя обязательства; лица, участвующие в деле, не запрашивали из федерального бюджета сумму в большем размере, чем предусмотрено Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2003 год" (далее - Закон о бюджете).
Податель жалобы также считает, что для взыскания убытков за счет казны Российской Федерации отсутствуют правовые основания, поскольку истец не доказал наличие всех четырех квалифицирующие признаков, позволяющих суду возместить истцу его убытки: наличие и размер убытков; незаконность действий Министерства финансов; причинно-следственную связь между незаконностью действий Министерства финансов и убытками истца; факт принятия мер к предотвращению убытков.
Участники процесса извещены о времени и месте рассмотрения дела, но представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого решения проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, истец в период с февраля по декабрь 2003 года в соответствии со статьей 28 Закона о защите инвалидов предоставлял льготы по оплате услуг связи инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, проживающим на территории МО "Няндомский район".
Понесенные в связи с этим расходы возмещены истцу частично, сумма не возмещенных расходов составляет 328.664 руб. 30 коп., что послужило основанием для настоящего иска.
Факт предоставления льгот и размер понесенных в связи с этим истцом расходов установлены судом и подтверждены материалами дела.
В соответствии со статьей 4 Закона о защите инвалидов установление федеральных льгот отдельным категориям инвалидов и формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов относится к компетенции федеральных органов государственной власти.
Согласно статье 28 названного закона инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, устанавливается 50-процентная скидка за пользование телефоном и радиотрансляционной точкой. Источник финансирования этой льготы Законом не определен.
В соответствии со статьей 52 Закона о бюджете в составе расходов федерального бюджета на 2003 год предусмотрен Фонд компенсаций.
Статья 53 данного закона устанавливает размеры субсидий и субвенций, выделяемых из Фонда компенсаций и направляемых на финансирование текущих расходов, предусмотренных Законом о защите инвалидов.
Согласно Приложению N 15 к Закону о бюджете в 2003 году предусмотрены субсидии Архангельской области на реализацию Закона о защите инвалидов, за исключением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, в размере 90.613 тыс. руб.
Порядок предоставления и расходования средств Фонда компенсаций на реализацию Закона о защите инвалидов (далее - Порядок) утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.01 N 536.
В соответствии с Порядком средства Фонда компенсаций в виде субсидий выделяются бюджетам субъектов Российской Федерации и направляются Министерством финансов Российской Федерации на финансирование расходов по реализации льгот. Распределение средств на реализацию Закона о защите инвалидов осуществляется субъектами Российской Федерации самостоятельно.
Судом первой инстанции установлено, что указанные денежные средства получены Архангельской областью и распределены между муниципальными образованиями, МО "Няндомский район" было направлено 1.681,33 тыс. руб.
Денежные средства в сумме 60 тыс. руб., полученные МО "Няндомский район" в 2003 году на компенсацию расходов по предоставлению льгот инвалидам по оплате услуг телефонной связи (в том числе за 2002 год - 26.492 руб., за 2003 год - 33.508 руб.), полностью перечислены истцу. При этом фактическая потребность истца в 2003 году в денежных средствах на указанные цели составила 362.172 руб. 30 коп.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции правомерно установлено, что денежных средств, выделенных из федерального бюджета в 2003 году Архангельской области, недостаточно для компенсации истцу понесенных им затрат.
Согласно статье 30 Федерального закона "О связи" предприятия связи имеют право на возмещение недополученных доходов при предоставлении льгот по оплате услуг связи.
В силу Правил возмещения в 2000 году операторам связи расходов понесенных ими в связи с предоставлением услуг связи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение льгот, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 N 963 (далее - Правила), действие которых продлено на 2001, 2002, 2003 и 2004 годы, финансирование этих расходов производится за счет средств федерального бюджета, предусмотренных Министерством труда и социального развития Российской Федерации в текущем году.
Судом установлено, что с 2001 года целевые средства федерального бюджета на реализацию льгот по абонентской плате за пользование телефоном Министерству труда и социального развития Российской Федерации на реализацию Закона о защите инвалидов не выделяются.
Дав надлежащую оценку имеющимся в деле доказательствам, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных требований за счет казны Российской Федерации.
Также правомерен вывод суда о том, что подлежащая выплате истцу сумма компенсации понесенных им расходов не должна облагаться налогом на добавленную стоимость.
Довод подателя жалобы о том, что он свои обязательства по финансированию расходов, связанных с предоставлением льгот, выполнил, не может быть принят судом кассационной инстанции, поскольку Министерством финансов не представлено доказательств выделения из федерального бюджета бюджету Архангельской области субсидии на возмещение вышеуказанных расходов в достаточном размере либо доказательств нецелевого использования бюджетных средств Департаментом финансов администрации Архангельской области и администрацией МО "Няндомский район".
Не может быть принят во внимание и довод подателя жалобы о том, что истец не доказал незаконность действий Министерства финансов, так как правоотношения, возникающие между предприятиями и организациями, предоставляющими услуги получателям льгот и производящими выплаты уполномоченными государственными органами, не носят договорного характера и не являются гражданско-правовыми, а относятся к публичным. Следовательно, компенсация неполученных доходов организации (предприятию), оказывающей услуги льготным категориям граждан, не может быть поставлена в зависимость лишь от вины производящего выплаты уполномоченного государством органа.
Сам факт получения истцом от граждан, имеющих право на льготы по оплате услуг телефонной связи, 50% стоимости этих услуг, дает ему право требовать возмещения оставшихся 50% от государства, установившего такие льготы.
Ввиду вышеизложенного оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 27.10.04 по делу N А05-14951/04-3 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.И.Кириллова |
З.А.Чертилина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 февраля 2005 г. N А05-14951/04-3
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника