Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 18 февраля 2005 г. N А05-6657/04-23
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Чертилиной З.А.,
судей Кирилловой И.И., Кустова А.А.,
рассмотрев 16.02.05 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение от 27.09.04 (судья Гуляева И.С.) и постановление апелляционной инстанции от 22.11.04 (судьи Волков Н.А., Шашков А.Х., Бушева Н.М.) Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-6657/04-23,
установил:
Жилищно-строительный кооператив "Поморочка" (далее - ЖСК) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с иском к муниципальному образованию "Город "Архангельск" (далее - Муниципальное образование), Министерству финансов Российской Федерации (далее - Минфин) и Департаменту финансов администрации Архангельской области (далее - Департамент) о взыскании (с учетом уменьшения размера исковых требований) 4635 руб. 40 коп. расходов, возникших в связи с предоставлением в период с 01.05.01 по 31.12.02 соответствующей категории граждан льгот согласно статье 17 Федерального закона от 24.11.95 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон).
Решением от 27.09.04, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 22.11.04, с Минфина за счет казны Российской Федерации в пользу ЖСК взыскано 3708 руб. 32 коп. расходов. В остальной части иска и в иске к остальным ответчикам отказано. Суд уменьшил размер взыскиваемой суммы в связи с вычетом из нее налога на добавленную стоимость (далее - НДС).
Податель жалобы, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить обжалуемые судебные акты в связи со следующим:
- истец не заявлял о предоставлении субсидий в большем объеме, чем это предусмотрено законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, поэтому вывод суда о том, что Российская Федерация не выполнила обязательства по возмещению расходов истца, является неверным;
- законодательством не предусмотрено, что расходы, связанные с предоставлением льгот, должны возмещаться ежегодно и в полном объеме;
- истцом не доказано наличие признаков, позволяющих определить понесенные расходы как причиненные убытки, подлежащие возмещению.
Участвующие в деле лица о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом извещены, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ЖСК при взимании с жильцов платы за жилье и коммунальные услуги в период с 01.05.01 по 31.12.02 учитывало 50-процентную льготу, установленную статьей 17 Закона.
Невозмещение расходов на предоставление названных льгот послужило основанием для обращения ЖСК в суд с настоящим иском.
Согласно статье 4 Закона установление федеральных льгот отдельным категориям инвалидов и формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов относится к компетенции федеральных органов государственной власти.
В силу статьи 5 Закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать льготы инвалидам или отдельным категориям инвалидов на территории субъектов Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 17 Закона инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50% с квартирной платы (в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда) и оплаты коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда).
Порядок предоставления указанных льгот устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 16 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.07.96 N 901, расходы, связанные с предоставлением льгот по оплате жилья, коммунальных услуг и приобретаемого топлива, возмещаются: по государственному жилищному фонду, находящемуся в федеральной собственности, - за счет средств федерального бюджета; по государственному жилищному фонду, находящемуся в собственности субъектов Российской Федерации, по муниципальному жилищному фонду, а также по общественному жилищному фонду - в порядке, установленном субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Механизм возмещения организациям расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, вышеуказанным постановлением Правительства не был определен.
Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2001 год" из Федерального фонда компенсаций на реализацию Закона Архангельской области выделено 140 935 тыс. руб.
Областным законом Архангельской области "Об областном бюджете на 2002 год" в областном бюджете учтено на реализацию Закона 165 939 тыс. руб. субсидий.
Как следует из имеющегося в материалах дела акта проверки целевого использования средств, выделенных из Фонда финансовой поддержки муниципальных образований, Фонда компенсаций и бюджетных ссуд от 08.05.03, несмотря на отсутствие нецелевого использования, названных денежных сумм оказалось недостаточно для компенсации расходов, понесенных организациями, предоставляющими льготы.
С учетом изложенного суд пришел к правильному выводу, что компенсация расходов истца по реализации Закона должна быть произведена за счет казны Российской Федерации.
Довод жалобы о том, что Российская Федерация выполнила обязательство компенсировать расходы, связанные с предоставлением названных льгот, не может быть принят судом кассационной инстанции. Доказательства выделения из федерального бюджета Архангельской области субсидий на возмещение указанных расходов в достаточном размере ответчиком не представлены.
Нарушений норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов не установлено, следовательно, основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 27.09.04 и постановление апелляционной инстанции от 22.11.04 Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-6657/04-23 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
З.А. Чертилина |
А.А. Кустов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 февраля 2005 г. N А05-6657/04-23
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника