Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 5 октября 1999 г. N А26-1445/99-01-06/50
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Кустова А.А.,
судей Коробова К.Ю., Лавриненко Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Управления федерального казначейства Республики Карелия и Медвежьегорского муниципального предприятия коммунального хозяйства на решение от 15.06.99 (судья Коростелева В.И.) и постановление апелляционной инстанции от 09.08.99 (судьи Тойвонен И.Ю., Полякова А.С., Ульянова Л.В.) Арбитражного суда Республики Карелия по делу N А26-1445/99-01-06/50,
установил:
Медвежьегорское муниципальное предприятие коммунального хозяйства (далее - Медвежьегорское МПКХ) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Управлению федеральной службы безопасности по Республике Карелия (далее - УФСБ) и Министерству финансов Российской Федерации о взыскании 23616 руб. 88 коп. основного долга, 35259 руб. 04 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами и 362 руб. 83 коп. штрафа.
Решением от 15.06.99 исковые требования в части взыскания основного долга удовлетворены за счет казны Российской Федерации в лице отделения федерального казначейства по Республике Карелия. В остальной части иска отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 09.08.99 резолютивная часть решения изменена, исковые требования в части взыскания основного долга удовлетворены за счет казны Российской Федерации, поскольку исполнение федерального бюджета и распоряжение его средствами, составляющими основную часть казны Российской Федерации, возложено на Министерство финансов Российской Федерации. Орган федерального казначейства по Республике Карелия исключен из числа плательщиков на основании Положения "О федеральном казначействе Российской Федерации". В остальной части решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе предприятие просит изменить принятые по делу судебные акты в части отказа во взыскании процентов и штрафных санкций и принять новое решение об удовлетворении иска.
В обоснование своего требования податель жалобы указал, что освобождение от ответственности УФСБ в соответствии со статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации не может служить основанием для освобождения от названной ответственности лица, признанного субсидиарным ответчиком.
В кассационной жалобе Управление федерального казначейства по Республике Карелия просит отменить принятые по делу судебные акты и в иске к Министерству финансов Российской Федерации оказать, указывая, что в силу статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации в гражданских правоотношениях выступают органы государственной власти в рамках их компетенции. В данном случае, по мнению подателя жалобы, федеральным органом исполнительной власти, несущим от имени государства в соответствии со статьей 120 названного кодекса субсидиарную ответственность по обязательствам входящего в ее состав УФСБ, является Федеральная служба безопасности Российской Федерации. Кроме того, податель жалобы отмечает, что в соответствии с требованиями статьи 115 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1999 год" от 22.02.99 N 36-ФЗ, пункта 37 постановления Правительства Российской Федерации от 22.03.99 N 327 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 1999 год" правительство проводит полную инвентаризацию кредиторской задолженности федеральных органов власти с целью определения объемов и механизмов погашения этой задолженности, в связи с чем ответственности по обязательствам федеральных органов государственной власти, иных организаций, находящихся в ведении указанных органов, до окончания этой работы государство не несет.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, между предприятием и УФСБ 15.09.95 и 01.01.99 заключены договоры N 69, в соответствии с условиями которых последнему оказывались услуги по отпуску тепловой энергии.
Поскольку обязательство по оплате вышеназванных услуг УФСБ не исполнено, суд правомерно пришел к выводу об обоснованности заявленных требований о взыскании задолженности. Размер задолженности УФСБ не оспаривало.
Правомерным, по мнению кассационной инстанции, является и вывод суда о том, что в соответствии со статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации требования истца в части процентов и штрафной неустойки не подлежат удовлетворению в связи с отсутствием вины у учреждения за ненадлежащее финансирование из федерального бюджета.
Вывод суда о необоснованности требований Медвежьегорского МПЖХ о взыскании с лица, несущего субсидиарную ответственность, процентов и неустойки правомерно отклонен судом, поскольку таковое не предусмотрено действующим законодательством.
В соответствии с пунктом 8 Положения "О федеральной службе безопасности Российской Федерации и ее структуре" содержание эксплуатационно-технического обслуживания имущества обеспечивается в пределах ассигнований из федерального бюджета.
При рассмотрении настоящего дела судом установлено, что денежные средства на оплату расходов по коммунальным услугам ответчику из федерального бюджета не выделялись. Данное обстоятельство Министерством финансов Российской Федерации не опровергнуто.
В соответствии со статьей 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества. При рассмотрении вопроса о взыскании суммы основного долга за счет средств казны Российской Федерации суд правильно указал, что собственником имущества ответчика является государство и на него должна быть возложена ответственность по оплате образовавшейся задолженности.
Ссылка управления федерального казначейства по Республике Карелия на статью 115 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1999 год" от 22.02.99 и постановление Правительства Российской Федерации от 22.03.99 как на основание освобождения государства от бремени ответственности по обязательствам федеральных органов государственной власти, иных организаций, находящихся в ведении указанных органов власти, не может признана обоснованной, поскольку нормами действующего законодательства, а именно статьями 120, 125, 399 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусмотрено иное.
При таких обстоятельствах оснований для изменения обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 174, 175, 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 15.06.99 и постановление апелляционной инстанции от 09.08.99 Арбитражного суда Республики Карелия по делу N А26-1445/99-01-06/50 оставить без изменения, а кассационные жалобы Медвежьегорского муниципального предприятия коммунального хозяйства и Управления федерального казначейства по Республике Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
Н.В. Лавриненко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 5 октября 1999 г. N А26-1445/99-01-06/50
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника