Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 5 июня 2001 г. N А42-2218/01-25
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Зубаревой Н.А., судей Абакумовой И.Д., Ломакина С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Апатиты на решение Арбитражного суда Мурманской области от 19.03.2001 по делу N А42-2218/01-25 (судья Востряков К.А.),
установил:
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Апатиты (далее - Инспекция МНС) обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с иском о взыскании со Степановой Ирины Владимировны 1734,60 руб. штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), за несвоевременное представление в налоговую инспекцию расчетов по налогу с продаж.
Решением суда от 19.03.2001 в иске отказано со ссылкой на статью 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Инспекция МНС в кассационной жалобе просит отменить решение от 19.03.2001 и удовлетворить иск, ссылаясь на нарушение судом норм материального права. По мнению налогового органа, Закон Мурманской области "О налоге с продаж" действует в течение 2001 года, а следовательно, налогоплательщики обязаны представлять в установленные сроки налоговые декларации и уплачивать законно установленный налог с продаж.
Предприниматель Степанова И.В. отзыв на жалобу не представила.
Жалоба рассмотрена без участия представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте слушания дела.
Законность решения проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, при проверке своевременности представления предпринимателем Степановой И.В. расчетов по налогу с продаж установлено, что декларации по налогу с продаж за январь-май и июль 2000 года представлены предпринимателем с нарушением сроков, установленных пунктом 4 статьи 5 Закона Мурманской области от 28.12.98 N 121-01-ЗМО "О налоге с продаж". По результатам проверки налоговая инспекция вынесла решение от 16.11.2000 N 08/13340 о привлечении Степановой И.В. к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 НК РФ, в виде взыскания 1734,60 руб. штрафа. В связи с неуплатой Степановой И.В. штрафа в срок, указанный в извещении, налоговая инспекция обратилась с иском в арбитражный суд.
Отказывая в иске, суд исходил из того, что положения Закона Мурманской области "О налоге с продаж" как воспроизводящие положения норм Федерального закона от 31.07.98 N 150-ФЗ не могут применяться судами и другими должностными лицами. В обоснование суд указал, что постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 30.01.2001 N 2-П "По делу о проверке конституционности положений подпункта "д" пункта 1 и пункта 3 статьи 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 31.07.98 N 150-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", а также положений Закона Чувашской Республики "О налоге с продаж", Закона Кировской области "О налоге с продаж" и Закона Челябинской области "О налоге с продаж" признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 1), 55 (часть 3) и 57 положения частей первой, второй, третьей и четвертой пункта 3 статьи 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 31.07.98) как не обеспечивающие необходимую полноту и определенность регулирования налога с продаж. Поэтому налог с продаж не может считаться законно установленным, а следовательно, невозможно и привлечение к ответственности за непредставление расчетов по этому налогу.
Указанный вывод суда кассационная инстанция считает ошибочным.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 30.01.2001 N 2-П признаны неконституционными положения частей первой, второй, третьей и четвертой пункта 3 статьи 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
В соответствии с частью 2 статьи 87 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" признание нормативного акта или договора либо отдельных их положений не соответствующими Конституции Российской Федерации является основанием отмены в установленном порядке положений других нормативных актов, основанных на нормативном акте или договоре, признанном неконституционным, либо воспроизводящих его или содержащих такие же положения, какие были предметом обращения. Положения этих нормативных актов и договоров не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами.
Согласно пункту 2 мотивировочной части постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.01.2001 N 2-П "положения действующего законодательства о налоге с продаж, признанные неконституционными, должны быть приведены в соответствие с Конституцией Российской Федерации и во всяком случае утрачивают силу не позднее 1 января 2002 года". В обоснование этого Конституционный Суд указал, что "налог с продаж, введенный на основании федерального закона законами субъектов Российской Федерации, является источником доходной части бюджетов. Немедленное признание оспариваемых положений утратившими силу может повлечь неисполнение указанных бюджетов и привести к нарушению прав и свобод граждан".
Как следует из пункта 7 резолютивной части этого Постановления, оно вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
Таким образом, в силу прямого указания Конституционного Суда Российской Федерации (постановление от 30.01.2001 N 2-П) положения законодательства о налоге с продаж в действующей редакции подлежат применению до их приведения в соответствие с Конституцией Российской Федерации и утрачивают силу не позднее 1 января 2002 года. Поэтому Закон Мурманской области "О налоге с продаж", как воспроизводящий положения частей первой, второй, третьей и четвертой пункта 3 статьи 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" также подлежит применению до указанной даты.
Поскольку, как видно из судебного акта, правомерность применения к Степановой И.В. налоговой ответственности и размер взыскиваемого согласно решению налогового органа от 16.11.2000 штрафа судом не оценены, решение подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду с учетом положений пункта 5 статьи 101 НК РФ необходимо установить, имел ли место факт налогового правонарушения, направлялась ли Степановой И.В. копия решения о привлечении ее к налоговой ответственности, и с учетом этого, оценив обстоятельства дела, разрешить спор по существу.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 174, 175 (пункт 3) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 19.03.2001 по делу N А42-2218/01-25 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.А. Зубарева |
С.А. Ломакин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 5 июня 2001 г. N А42-2218/01-25
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника