Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 10 февраля 2005 г. N А26-1282/04-16
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А.,
судей Сосниной О.Г., Тарасюка И.М.,
при участии от Министерства финансов Республики Карелия Долгова Ю.В. (доверенность от 12.01.2005),
рассмотрев 08.02.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение от 24.08.2004 (судья Коростелева В.И.) и постановление апелляционной инстанции от 25.10.2004 (судьи Тимошенко А.С., Кудрявцева Н.И., Тойвонен И.Ю.) Арбитражного суда Республики Карелия по делу N А26-1282/04-16,
установил:
Администрация города Петрозаводска обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Министерству финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ) и Министерству финансов Республики Карелия (далее - Минфин РК) о взыскании 777 388 руб. 33 коп. компенсации расходов, связанных с выплатой опекунам (попечителям) денежных средств на содержание детей в 2002 году, в соответствии с пунктом 5 статьи 150 Семейного кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 4, частью 1 статьи 5 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и во исполнение решений Петрозаводского городского суда Республики Карелия.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, к участию в деле привлечено Управление федерального казначейства Российской Федерации по Республике Карелия.
Решением от 24.08.2004 иск полностью удовлетворен путем взыскания 777 388 руб. 33 коп. за счет казны Российской Федерации. В иске к Минфину РК отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 25.10.2004 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Минфин РФ просит отменить обжалуемые судебные акты. По мнению подателя жалобы, возмещение расходов, связанных с предоставлением субсидий, должно осуществляться органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационной инстанции.
Как следует из материалов дела, решениями Петрозаводского городского суда Республики Карелия с администрации города Петрозаводска в пользу опекунов была взыскана задолженность за 2002 год по опекунскому пособию, равная разнице между суммой, указанной в постановлении главы самоуправления от 14.08.2002 N 2930 (2404 руб. в месяц), и суммой, перечисленной из бюджета Республики Карелия (1241 руб. в месяц). Во исполнение указанных решений суда администрацией города Петрозаводска были перечислены денежные средства в размере 717 789 руб. 18 коп.
Кроме того, в 2003 году была выплачена из местного бюджета задолженность по опекунским пособиям пяти гражданам в размере 59 599 руб. 15 коп. на основании заявлений граждан.
Отказ Минфина РК компенсировать расходы истца и послужил основанием для его обращения в суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 5 статьи 150 Семейного кодекса Российской Федерации на содержание ребенка опекуну ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации. Статьей 5 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (с изменениями и дополнениями) "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, за счет государственных внебюджетных фондов и других не запрещенных законом источников.
Порядок возмещения расходов на выплату ежемесячных пособий опекунам на питание, одежду, обувь, мягкий инвентарь на одно физическое лицо, осуществления денежных выплат на детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утверждается Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Порядок возмещения расходов на выплату ежемесячных пособий опекунам Правительством Российской Федерации не утвержден.
В целях совершенствования порядка выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для указанных выше детей приказом Министерства образования Российской Федерации от 19.08.1999 N 199 в соответствии с требованиями приведенного выше Закона и пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 20.06.1992 N 409 "О неотложных мерах по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" было утверждено соответствующее Положение, согласно пункту 1 которого органы опеки и попечительства выплачивают опекунам (попечителям) денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря, исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам данного региона.
Согласно статье 34 Гражданского кодекса Российской Федерации и статье 121 Семейного кодекса Российской Федерации органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления. Минимальные финансовые нормативы по указанным видам расходов определены Законом Республики Карелия "О государственных минимальных социальных стандартах, социальных и финансовых нормативах Республики Карелия". Согласно пункту 13 приложения 2 к указанному Закону в 2002 году ежемесячное пособие составляло 1241 руб. 67 коп. на ребенка, в пределах этой суммы средства из республиканского бюджета передавались в бюджет города Петрозаводска. Аналогичная сумма ежемесячного пособия была установлена постановлением главы самоуправления города Петрозаводска от 04.07.2000 N 2488. В связи с признанием решением Петрозаводского городского суда от 25.04.2002 указанного постановления незаконным в части размера пособия было принято постановление главы самоуправления от 14.08.2002 N 2930, согласно которому ежемесячный размер пособия составил 2404 руб.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" и статьей 9 Федерального закона "О финансовых основах местного самоуправления" наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется путем принятия федерального закона с одновременной передачей соответствующих денежных средств, а в случае принятия органами государственной власти решений, влекущих дополнительные расходы органов местного самоуправления, осуществляется передача требуемых для реализации этих решений денежных средств.
Фактически же обязанность выплачивать опекунам (попечителям) опекунские пособия возложена на органы опеки и попечительства приказом Министерства образования Российской Федерации от 19.08.1999 N 199. При этом Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2002 год" не содержит указаний, за счет каких средств должны финансироваться расходы органов местного самоуправления на выплату опекунских пособий.
Часть 2 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации предписывает утверждение соответствующими законами о бюджетах распределение и закрепление между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации расходов, в том числе и по социальной защите населения, к которым относятся пособия, выплачиваемые опекунам (попечителям).
Учитывая, что указанные требования Бюджетного кодекса Российской Федерации федеральным законодателем в спорный период не были выполнены, исходя из позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 09.04.2002 N 68-О, суд пришел к правильному выводу, что до надлежащего урегулирования правоотношений, возникающих при распределении соответствующих расходов между бюджетами всех уровней, компенсация федеральных льгот должна производиться за счет средств федерального бюджета.
Суд первой и апелляционной инстанций также дал надлежащую оценку доводам подателя жалобы о том, что средства на выплату опекунских пособий в необходимом объеме были учтены и перечислены в 2002 году в составе дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации.
Не может быть принят и довод подателя жалобы о неподведомственности данного спора арбитражному суду.
В соответствии с частью 2 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.
Требование органа местного самоуправления о компенсации расходов, понесенных на выплату пособия опекунам (попечителям), позволяет отнести такой спор к экономическим.
Вместе с тем следует отметить неправомерность ссылки суда апелляционной инстанции на статью 32 Закона Российской Федерации от 15.04.1993 N 4807-1 "Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления", поскольку указанный Закон утратил силу с 01.01.2000 в связи с введением в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах отсутствуют основания для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 24.08.2004 и постановление апелляционной инстанции от 25.10.2004 Арбитражного суда Республики Карелия по делу N А26-1282/04-16 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
И.М. Тарасюк
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 февраля 2005 г. N А26-1282/04-16
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника