Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 1 марта 2005 г. N А13-9805/04-19
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Асмыковича А.В., судей Ломакина С.А., Морозовой Н.А.,
рассмотрев 22.02.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Шраера Исаака Павловича на решение от 14.10.2004 (судья Потеева А.В.) и постановление апелляционной инстанции от 01.12.2004 (судьи Маганова Т.В., Осокина Н.Н., Ралько О.Б.) Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-9805/04-19,
установил:
Индивидуальный предприниматель Шраер Исаак Павлович обратился в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением (с учетом его уточнения) о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 4 по Вологодской области (далее - Инспекция) от 20.07.2004 N 30 об отказе в возмещении 47 302 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за март 2004 года.
Решением суда от 14.10.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 01.12.2004, в удовлетворении требований предпринимателю отказано.
В кассационной жалобе предприниматель просит отменить решение суда от 14.10.2004 и постановление апелляционной инстанции от 01.12.2004, ссылаясь на нарушение судебными инстанциями норм материального права. По мнению подателя жалобы, судом необоснованно не приняты в подтверждение налоговых вычетов переоформленный счет-фактура от 02.10.2003 N 61 общества с ограниченной ответственностью "Лесресурс плюс", квитанция к ПКО от 09.12.2003 N 130 ОАО "Бабаевоагропромхимия". Кроме того, налоговым органом нарушен срок проведения камеральной проверки, предусмотренный положениями статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке, и кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, предприниматель 20.04.2004 представил в Инспекцию декларацию по налогу на добавленную стоимость за март 2004 года, в соответствии с которой предъявленная к вычету сумма налога составила 47 302 руб.
Налоговый орган провел камеральную проверку декларации, по результатам которой принял решение от 20.07.2004 N 30 об отказе в возмещении 47 140 руб. НДС за март 2004 года и о возмещении 162 руб. НДС.
Основанием для вынесения такого решения послужил вывод налогового органа о неправомерном применении предпринимателем налоговых вычетов по НДС в сумме 45 706 руб. в связи с неправильным оформлением счетов-фактур и платежных документов.
Предприниматель посчитал решение Инспекции незаконным и оспорил их в арбитражном суде.
В обоснование заявленных требований предприниматель сослался на то, что до вынесения судом решения им были представлены в суд первой инстанции переоформленные счета-фактуры и платежные документы, из которых, по мнению заявителя, следует, что налогоплательщик исполнил перед указанными организациями обязанность по оплате товара. Таким образом, заявитель считает, что им обоснованно применены налоговые вычеты по НДС.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований в обжалуемой части, судебные инстанции исходили из того, что предприниматель представленными документами не доказал факт приобретения товара от общества с ограниченной ответственностью "Лесресурс плюс", а платежные документы ОАО "Бабаевоагропромхимия" не подтверждают уплату НДС по конкретному счету-фактуре.
Кассационная инстанция считает судебные акты правомерными и обоснованными, и не находит оснований для их отмены или изменения.
Согласно пункту 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты.
В соответствии с пунктом 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении:
1) товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ;
2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
В силу пункта 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6-8 статьи 171 НК РФ.
Вычетам подлежат, если иное не установлено статьей 172 НК РФ, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), с учетом особенностей, предусмотренных названной статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.
Таким образом, налогоплательщик вправе предъявить к вычету суммы НДС, уплаченные при приобретении товаров, предназначенных для перепродажи, только после постановки указанных товаров на учет и при наличии счетов-фактур, а также документов, подтверждающих факт уплаты налога поставщику.
Положениями главы 21 НК РФ установлены требования к порядку оформления счетов-фактур.
Так, в пунктах 5 и 6 статьи 169 НК РФ приведен перечень сведений, которые обязательно должны быть отражены в счете-фактуре, а согласно пункту 2 названной нормы счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 этой статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в представленном в Инспекцию счете-фактуре от 02.10.2003 N 000061 общества с ограниченной ответственностью "Лесресурс плюс" в качестве покупателя значится предприниматель И.В. Шнейдер. В исправленном счете-фактуре, представленном в суд, нет сведений о внесении в него исправлений и не представлено доказательств об оприходовании полученного заявителем товара.
Относительно обоснованности налогового вычета в сумме 412 руб. 86 коп. по взаимоотношениям с ОАО "Бабаевоагропромхимия", суд первой инстанции также правомерно указал, что представленные платежные документы не подтверждают уплату НДС поставщику, поскольку в квитанции к приходно-кассовому ордеру от 09.12.2003 N 130 НДС не выделен, отсутствует ссылка на конкретный счет-фактуру. Представленные в судебное заседание платежные документы судом также обоснованно не приняты в качестве надлежащей оплаты, поскольку они оформлены с нарушением положений статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете".
Ошибочным является и довод подателя жалобы о нарушении Инспекции положений статьи 88 НК РФ.
В соответствии со статьей 87 НК РФ налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов.
Согласно статье 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.
Таким образом, проверка налоговым органом в течение трех месяцев в соответствии с пунктом 4 статьи 176 НК РФ отдельной декларации налогоплательщика по ставке 0% и документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, на предмет обоснованности применения им указанной налоговой ставки по НДС и налоговых вычетов также носит характер камеральной проверки.
Как видно из материалов дела, налоговая декларация по НДС сдана заявителем 20.04.2004, а решение по результатам камеральной проверки Инспекция приняла в срок 20.07.2004. Для получения решения Инспекции заявитель дважды приглашался в налоговый орган. При таких обстоятельствах податель жалобы не доказал нарушение Инспекцией положений статьи 88 НК РФ.
Фактически доводы предпринимателя в этой части направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию кассационной инстанции.
Предпринимателем излишне уплачено 10 руб. госпошлины по кассационной жалобе, в связи с чем в силу статьи 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации излишне уплаченная госпошлина в сумме 10 руб. подлежит возврату.
Руководствуясь статьями 286 и 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федераций, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 14.10.2004 и постановление апелляционной инстанции от 01.12.2004 Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-9805/04-19 оставить без изменения, а кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Шраера Исаака Павловича - без удовлетворения.
Возвратить предпринимателю Шраеру Исааку Павловичу из федерального бюджета 10 руб. излишне уплаченной госпошлины по кассационной жалобе.
Председательствующий |
А.В. Асмыкович |
Н.А. Морозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 марта 2005 г. N А13-9805/04-19
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника