Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 4 марта 2005 г. N А05-13843/04-2
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Чертилиной З.А.,
судей Афанасьева С.В., Кирилловой И.И.,
при участии от Департамента финансов администрации Архангельской области Косцова О.В. (доверенность от 17.12.04),
рассмотрев 02.03.05 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Архангельской области от 22.11.04 по делу N А05-13843/04-2 (судья Вьюнов П.В.),
установил:
Открытое акционерное общество "Северо-Западный Телеком" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин) и Министерства труда и социального развития Российской Федерации, Архангельской области в лице Департамента финансов администрации Архангельской области (далее - Департамент) и Управления социальной защиты населения администрации Архангельской области, муниципальному образованию "Устьянский район" в лице финансового отдела администрации муниципального образования "Устьянский район" и отдела социальной защиты населения администрации муниципального образования "Устьянский район" (далее - Муниципальное образование) о взыскании (с учетом уточнения суммы исковых требований) 164 044 руб. 19 коп. расходов, понесенных с связи с предоставлением в период с июля по декабрь 2003 года отдельной категории граждан, проживающих на территории Муниципального образования, льгот по оплате телефона и 1 334 руб. расходов, связанных с предоставлением названным лицам в период с сентября по декабрь 2003 года льгот по оплате радиоточки на основании Федерального закона от 24.11.95 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон о защите инвалидов).
Решением от 22.11.04 с Минфина в пользу Общества за счет казны Российской Федерации взыскано 136 703 руб. 49 коп. расходов. В остальной части иска и в иске к остальным ответчикам отказано. Суд уменьшил размер взыскиваемой суммы в связи с вычетом из нее налога на добавленную стоимость.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Податель жалобы, ссылаясь на нарушение норм материального права, просит отменить обжалуемый судебный акт в связи со следующим:
- Архангельская область не заявляла о предоставлении субсидий в большем объеме, чем это предусмотрено законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, поэтому вывод суда о том, что Российская Федерация не выполнила обязательства по возмещению расходов истца, является неверным;
- Минфин не вправе превышать объем ассигнований на компенсацию льгот, заложенный в федеральном бюджете на текущий финансовый год.
В судебном заседании представитель Департамента возражал против удовлетворения жалобы, полагая, что ее доводы необоснованны.
Остальные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом извещены, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец в период с июля по декабрь 2003 года в соответствии со статьей 28 Закона о защите инвалидов предоставил 50-процентную скидку по оплате телефона и радиоточки инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, проживающим на территории Муниципального образования.
Понесенные в связи с этим расходы возмещены истцу частично. Сумма невозмещенных расходов составила 165 378 руб. 19 коп., что послужило основанием для обращения Общества в суд с настоящим иском.
В соответствии со статьей 4 Закона о защите инвалидов установление федеральных льгот отдельным категориям инвалидов и формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов относится к компетенции федеральных органов государственной власти.
Согласно статье 28 Закона о защите инвалидов инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, устанавливается 50-процентная скидка за пользование телефоном и радиотрансляционной точкой.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 07.07.03 N 126-ФЗ "О связи" предприятия связи при предоставлении льгот по оплате услуг связи имеют право на возмещение недополученных доходов.
Согласно Правилам возмещения в 2000 году операторам связи расходов, понесенных ими в связи с предоставлением услуг связи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение льгот, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 N 963, действие которых продлено на 2001, 2002, 2003 и 2004 годы, финансирование указанных расходов производится за счет средств федерального бюджета, предусмотренных Министерством труда и социального развития Российской Федерации в текущем году.
Статьей 53 Федерального закона от 24.12.02 N 176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" (далее - Закон о бюджете) установлены размеры субсидий и субвенций, выделяемых из Фонда компенсаций и направляемых на финансирование текущих расходов, в том числе предусмотренных Законом о защите инвалидов.
В соответствии с Порядком предоставления и расходования средств Фонда компенсаций на реализацию Закона о защите инвалидов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.01 N 536, средства Фонда компенсаций в виде субсидий выделяются бюджетам субъектов Российской Федерации и направляются Минфином на финансирование расходов по реализации льгот. Распределение средств на реализацию Закона о защите инвалидов осуществляется субъектами Российской Федерации самостоятельно.
Как следует из Приложения N 15 к Закону о бюджете, размер субсидий, выделенных из Фонда компенсаций в 2003 году Архангельской области на реализацию Закона о защите инвалидов, за исключением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, составил 90 613 тыс. руб.
Судом установлено, что денежные средства в указанном размере получены Архангельской областью и в полном объеме перечислены муниципальным образованиям.
Однако денежных средств, выделенных из Фонда компенсаций на компенсацию упомянутых расходов оказалось недостаточно.
Дав надлежащую оценку имеющимся в деле доказательствам, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что расходы Общества, связанные с предоставлением названных льгот, подлежат компенсации за счет казны Российской Федерации.
Довод жалобы о том, что Российская Федерация выполнила обязательство по компенсации этих расходов, не может быть принят судом кассационной инстанции. Доказательства выделения из федерального бюджета Архангельской области субсидий на возмещение расходов, связанных с предоставлением указанных льгот, в достаточном размере ответчиком не представлены.
То обстоятельство, что Архангельская область не заявляла о предоставлении субсидий в большем объеме, не может служить основанием для отказа компенсировать Обществу расходы, связанные с предоставлением льгот.
Кассационная инстанция не усмотрела нарушений судом норм материального и процессуального права, в связи с чем не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 22.11.04 по делу N А05-13843/04-2 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
З.А. Чертилина |
И.И. Кириллова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 4 марта 2005 г. N А05-13843/04-2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника