Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 24 февраля 2005 г. N А05-16955/04-20
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Морозовой Н.А., судей Ломакина С.А., Никитушкиной Л.Л.,
рассмотрев 22.02.05 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Северодвинску на решение Арбитражного суда Архангельской области от 20.10.04 по делу N А05-16955/04-20 (судья Калашникова В.А.),
установил:
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Северодвинску (далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о взыскании с Архангельской региональной молодежной общественной организации "Северный клуб исторического фехтования" (далее - АРМОО "Скиф", организация) 150 руб. штрафа на основании пункта 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за несвоевременное представление бухгалтерской отчетности за 2003 год.
Решением от 20.10.04 суд взыскал с ответчика 50 руб. штрафа. В удовлетворении остальной части заявленных требований Инспекции отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение суда и удовлетворить заявленные ею требования, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права - положений статей 13 и 15 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129 - ФЗ).
Стороны надлежащим образом уведомлены о времени и месте слушания дела, однако их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, АРМОО "Скиф" 01.04.04 представило в Инспекцию бухгалтерскую отчетность за 2003 год: бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о целевом использовании полученных средств (при сроке подачи 30.03.04).
По итогам камеральной проверки представленных документов налоговый орган установил факт нарушения ответчиком срока представления бухгалтерской отчетности за 2003 год, о чем направил в адрес организации письмо от 14.04.04 N 23-17/13486 и предложил АРМОО "Скиф" представить возражения.
Решением от 31.05.04 N 23-17/1296 Инспекция привлекла АРМОО "Скиф" к ответственности в виде взыскания 150 руб. штрафа на основании пункта 1 статьи 126 НК РФ за непредставление в установленный срок в налоговый орган сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (3 документа х 50 руб.).
На основании пункта 2 названного решения налоговый орган предложил организации уплатить сумму штрафной санкции в пятидневный срок с момента получения решения.
Поскольку АРМОО "Скиф" в добровольном порядке не уплатило сумму штрафа, Инспекция обратилась с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции признал правомерным привлечение организации к ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ, поскольку факт нарушения подтвержден материалами дела. Однако, отказывая Инспекции в части удовлетворения заявленных требований, суд указал на то, что отчет о прибылях и убытках и отчет о целевом использовании полученных средств являются неотъемлемой частью бухгалтерского баланса и потому непредставленным следует считать один документ.
Кассационная инстанция считает такой вывод суда ошибочным.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете".
В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Закона N 129-ФЗ бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 15 Закона N 129-ФЗ все организации, за исключением бюджетных, представляют годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредительными документами учредителям, участникам организации или собственникам ее имущества, а также территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации. Государственные и муниципальные унитарные предприятия представляют бухгалтерскую отчетность органам, уполномоченным управлять государственным имуществом. Другим органам исполнительной власти, банкам и иным пользователям бухгалтерская отчетность представляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 15 Закона N 129-ФЗ предусмотрена обязанность организаций, за исключением бюджетных и общественных организаций, представлять квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую - в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 13 и пунктом 4 статьи 15 Закона N 129-ФЗ общественные организации (объединения) и их структурные подразделения, не осуществляющие предпринимательской деятельности и не имеющие кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), представляют бухгалтерскую отчетность только один раз в год по итогам отчетного года в упрощенном составе: бухгалтерский баланс; отчет о прибылях и убытках; отчет о целевом использовании полученных средств. Таким образом, в силу закона каждый из перечисленных документов является самостоятельным документом бухгалтерской отчетности, а не одним общим документом.
Системный анализ приведенных норм Закона N 129-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что общественная организация, не осуществляющая предпринимательской деятельности и не имеющая кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), вправе представлять лишь годовую бухгалтерскую отчетность в упрощенном составе в рамках представления указанных трех документов бухгалтерской отчетности.
Для всех организаций отчетным годом является календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно.
Так как Закон N 129-ФЗ не устанавливает иные сроки представления годовой бухгалтерской отчетности общественными организациями (объединениями) и их структурными подразделениями, не осуществляющими предпринимательской деятельности и не имеющими кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), на них распространяются общие требования пункта 2 статьи 15 названного закона в части сроков представления годовой бухгалтерской отчетности - в течение 90 дней по окончании года.
Порядок предоставления соответствующих форм отчетности определен нормативными правовыми актами, не противоречащими Налоговому кодексу Российской Федерации и подлежащими применению в силу статьи 7 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации".
Таким образом, бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках и отчет о целевом использовании полученных средств являются документами бухгалтерской отчетности и непредставление каждого из них или представление с нарушением установленного законодательством срока является самостоятельным налоговым правонарушением, предусмотренным пунктом 1 статьи 126 НК РФ.
Из приведенных норм права следует, что срок сдачи годовой бухгалтерской отчетности за 2003 год - 30.03.04.
Согласно статье 126 НК РФ непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ.
В данном случае судом установлено, материалами дела подтверждается и ответчиком не оспаривается факт нарушения срока представления бухгалтерской отчетности за 2003 год. При сроке представления 30.03.04 фактически документы представлены 01.04.04.
При таких обстоятельствах вывод суда о правомерности привлечения организации к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ является законным и обоснованным.
Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 13 Закона N 129-ФЗ формы бухгалтерской отчетности организаций, а также инструкции о порядке их заполнения утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.
Пунктом 1 приказа Министерства финансов Российской Федерации от 22.07.2003 N 67н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" (далее - Приказ N 67н) установлено, что включаемые в состав промежуточной и годовой бухгалтерской отчетности Бухгалтерский баланс следует считать формой N 1, Отчет о прибылях и убытках - формой N 2. Включаемые в состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках бухгалтерской отчетности Отчет об изменениях капитала следует считать формой N 3, Отчет о движении денежных средств - формой N 4, Приложение к бухгалтерскому балансу - формой N 5, Отчет о целевом использовании полученных средств - формой N 6.
Данным приказом определен объем форм бухгалтерской отчетности.
Так, в соответствии с данным приказом и Законом N 129-ФЗ, а также с положением по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.07.1999 г. N 43н, бухгалтерская отчетность состоит из Бухгалтерского баланса (форма N 1), Отчета о прибылях и убытках (форма N 2), Отчета об изменениях капитала (форма N 3), Отчета о движении денежных средств (форма N 4), Приложения к бухгалтерскому балансу (форма N 5), пояснительной записки, а также аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту. В случае, если организация самостоятельно приняла решение о проведении аудита бухгалтерской отчетности, аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности, также может быть включено в состав бухгалтерской отчетности.
При этом коммерческие организации могут не представлять в составе бухгалтерской отчетности Отчет об изменениях капитала (форма N 3), Отчет о движении денежных средств (форма N 4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма N 5) при отсутствии соответствующих данных.
Некоммерческим организациям рекомендуется включать в состав бухгалтерской отчетности Отчет о целевом использовании полученных средств (форма N 6).
Общественными организациями (объединениями), не осуществляющими предпринимательской деятельности и не имеющими кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг), в составе бухгалтерской отчетности не представляются Отчет об изменениях капитала (форма N 3), Отчет о движении денежных средств (форма N 4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма N 5) и пояснительная записка. Таким образом, объем представляемой организациями форм бухгалтерской отчетности также свидетельствует о том, что каждая форма бухгалтерской отчетности является самостоятельным бухгалтерским документом. Непредставление любой из перечисленных в Приказе N 67н форм бухгалтерской отчетности, которая входит в обязательный для данной организации объем бухгалтерской отчетности, является самостоятельным основанием для привлечения организации к ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ. Следовательно, вывод суда о том, что отчет о прибылях и убытках (форма N 2) и о целевом использовании полученных средств (форма N 6) являются приложениями к бухгалтерскому балансу и составляют один документ, противоречит Закону N 129-ФЗ и данному нормативному правовому акту, а следовательно, является ошибочным. При таких обстоятельствах у суда отсутствовали правовые основания для отказа Инспекции в удовлетворении требования в полном объеме.
Следовательно, суд первой инстанции неправомерно отказал налоговому органу в удовлетворении заявления в части взыскания 100 руб. штрафа на основании пункта 1 статьи 126 НК РФ за несвоевременное представление отчета о прибылях и убытках и отчета о целевом использовании полученных средств. В этой связи решение суда об отказе Инспекции в удовлетворении требования о взыскании с организации 100 руб. штрафа, наложенного на основании пункта 1 статьи 126 НК РФ, подлежит отмене с вынесением решения об удовлетворении заявления Инспекции в этой части в полном объеме.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 20.10.04 Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-16955/04-20 отменить в части отказа в удовлетворении заявления Инспекции.
Взыскать с Архангельской региональной молодежной общественной организации "Северный клуб исторического фехтования" в доход бюджета 100 руб. штрафа по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации, в доход федерального бюджета 150 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой и кассационной инстанций.
В остальной части судебный акт оставить без изменения.
Председательствующий |
Н.А.Морозова |
Л.Л. Никитушкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 февраля 2005 г. N А05-16955/04-20
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника