Об изменениях настоящего постановления см. определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 июня 2005 г.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 3 марта 2005 г. N А56-30366/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Морозовой Н.А., судей Асмыковича А.В., Никитушкиной Л.Л., при участии от Кировской районной организации Ленинградской областной организации Всероссийского общества инвалидов председателя Рогова А.Ю. (выписка из протокола от 19.04.2002), Уваровой Н.Л. (доверенность от 10.01.2005 N 2), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ленинградской области Тимошенко М.Н. (доверенность от 13.01.2005 N 03-06/185),
рассмотрев 02.03.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.10.2004 по делу N А56-30366/04 (судья Лопато И.Б.),
установил:
Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Ленинградской области (далее - инспекция) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с Кировской районной организации Ленинградской областной организации Всероссийского общества инвалидов (далее - организация) 11 955 руб. штрафных санкций на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за неуплату сбора на нужды образования за VI квартал 2003 года.
Решением суда от 18.10.2004 в удовлетворении требования инспекции отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить решение суда от 18.10.2004. По мнению подателя жалобы, льгота в виде освобождения от уплаты сбора на нужды образовательных учреждений Ленинградской области может быть применена только в том случае, если высвобожденные в результате применения налоговых льгот средства направляются на социальные нужды инвалидов. Денежные средства, израсходованные организацией на посещения и поездки в музеи и театры, в соответствии со статьей 5 Областного закона от 20.11.2000 N 35-ОЗ "О льготном налогообложении общественных организаций инвалидов, а также организаций, находящихся в собственности общественных организаций инвалидов" (далее - Закон N 35-ОЗ) нельзя отнести к расходам на социальные нужды инвалидов, в связи с чем организацией неправомерно заявлена льгота в виде освобождения от уплаты сбора на нужды образовательных учреждений. Кроме того, большая часть расходов произведена в 2004 году, в то время как льгота заявлена за VI квартал 2003 года.
В отзыве на жалобу организация просила решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу инспекции - без удовлетворения.
По ходатайству инспекции на основании приказа Управления Федеральной налоговой службы по Ленинградской области от 23.11.2004 N 1 и в соответствии со статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом произведена замена стороны по делу: Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Ленинградской области на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 2 по Ленинградской области.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные в жалобе и в отзыве на нее.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что инспекция провела камеральную налоговую проверку организации по вопросу правильности исчисления и полноты уплаты сбора на нужды образовательных учреждений за VI квартал 2003 года.
По результатам камеральной проверки инспекция вынесла решение от 24.05.2004 N 11-20/5444 о привлечении организации к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 НК РФ, за неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы в виде взыскания 11 955 руб. штрафа и направила в адрес организации требование от 24.05.2004 N 467 об уплате налоговой санкции в срок до 04.06.2004.
В ходе проверки налоговым органом установлено, что организацией заявлена льгота по сбору на нужды образования за 4 квартал 2003 года в размере 69 176 руб. в части средств, использованных на посещение:
- Екатерининского дворца в сумме 7 500 руб. (29.11.2003);
- монастырей города Тихвин в сумме 18 550 руб. (25.12.2003);
- ботанического сада (08.02.2004);
- театра на Неве (03.01.2004);
- Петродворца (15.02.2004);
- театра им. Комиссаржевской в сумме 26 000 (28.02.2004);
- БКЗ "Октябрьский" в сумме 3 800 руб. (11.02.2004).
В соответствии со статьей 1 Областного закона Ленинградской области от 11.07.02 N 26-ОЗ "О сборе на нужды образовательных учреждений" плательщиками сбора на нужды образовательных учреждений в соответствии с названным законом являются организации всех организационно-правовых форм, расположенные на территории Ленинградской области (включая организации с иностранными инвестициями), а также организации, зарегистрированные в других субъектах Российской Федерации, но осуществляющие деятельность на территории Ленинградской области через свои обособленные подразделения.
Законом N 35-ОЗ установлено льготное налогообложение общественных организаций инвалидов, а также организаций, входящих в собственность общественных организаций инвалидов.
В целях Закона N 35-ОЗ общественной организацией инвалидов признается общественная организация, в которых число инвалидов составляет не менее 80 процентов от общей численности членов. Целями уставной деятельности такой организации должны быть: защита прав и интересов инвалидов, обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей во всех сферах жизни общества.
Согласно пункту "в" статьи 3 Закона N 35-ОЗ общественные организации инвалидов освобождены от уплаты сбора на нужды образовательных учреждений Ленинградской области. Единственным условием применения данной льготы является целевое использование средств: высвобожденные в результате применения налоговых льгот, установленных названной статьей, средства направляются на социальные нужды инвалидов. Однако и в данном случае законодатель не оговаривает ни срока использования данных денежных средств, ни налогового периода, в котором эти затраты должны быть произведены. Следовательно, единственным основанием для привлечения общественной организации инвалидов к налоговой ответственности является только нецелевое использование средств, полученных по данной льготе.
Из материалов дела следует, что организация является местной общественной организацией инвалидов, которая действует на территории Кировского района Ленинградской области на основании свидетельства о регистрации общественного объединения от 21.08.1997 N 674, выданного Управлением юстиции Ленинградской области.
Судом первой инстанции также подтверждено, что организация является общественной организацией инвалидов, в которой число инвалидов составляет не менее 80 процентов от общей численности членов. Целями уставной деятельности организации являются защита прав и интересов инвалидов, достижение инвалидами равных с другими гражданами возможностей участия во всех сферах жизни общества и интеграция инвалидов в общество. Следовательно, данная организация соответствует квалификационным требованиям общественной организации инвалидов, определенных Законом N 35-ОЗ. При таких обстоятельствах организация правомерно применила льготу по налогу - сбору на нужды образовательных учреждений Ленинградской области за VI квартал 2003 года.
Использование организацией денежных средств, полученных в результате применения льготы по данному налогу, на организацию досуга инвалидов данной организации, правомерно признано судом первой инстанции как использованные на социальные нужды инвалидов.
Определением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 июня 2005 г. в мотивировочной части настоящего постановления исправлена опечатка: вместо "от 02.09.1995 N 122-ФЗ" следует читать "от 02.08.1995 N 122-ФЗ"
Согласно Федеральному закону от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" социальная защита представляет собой систему гарантированных государством экономических, социальных, правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни. Федеральным законом от 02.09.1995 N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов включает в себя совокупность социальных услуг (уход, организация питания, содействие в получении медицинской, правовой, социально-психологической и натуральных видов помощи, помощи в профессиональной подготовке, в трудоустройстве, организации досуга, содействие в организации ритуальных услуг и другие.). Поэтому вывод инспекции о том, что посещение инвалидами общественной организации театров, музеев, монастыря, памятников культуры и архитектуры, не относятся к социальным нуждам инвалидов, в силу чего денежные средства использованы организацией не по целевому назначению, ошибочен, так как не соответствует обстоятельствам дела и нормам материального права.
Ошибочным является и довод инспекции о том, что расходы денежных средств на социальные нужды инвалидов, высвобожденных в результате применения налоговых льгот, должны производиться только в том налоговом периоде, когда заявляется льгота на нужды образовательных учреждений. Данный довод инспекции не основан ни на одной норме материального права. Закон N 35-ОЗ также не содержит такого требования в качестве условия пользования данной льготой. При таких обстоятельствах суд первой инстанции законно и обоснованно отверг указанный довод инспекции.
При вынесении настоящего судебного акта суд кассационной инстанции обращает внимание на то, что свои доводы, изложенные в жалобе, инспекция обосновывает ссылками на статьи 4 и 5 Закона N 35-ОЗ.
В статье 4 Закона N 35-ОЗ указаны льготы, которые предоставляются организациям, находящимся в собственности общественных организаций инвалидов. Заявитель такой организацией не является. В статье 5 Закона N 35-ОЗ назван перечень затрат, на которые могут быть направлены средства, высвобождаемые в порядке, предусмотренном статьей 4 Закона N 35-ОЗ, в том числе - перечень затрат на социальные нужды работников организаций. Понесенные заявителем расходы связаны с затратами на социальные нужды самих инвалидов, что соответствует требованиям статьи 3 Закона N 35-ОЗ. При таких обстоятельствах следует признать, что доводы жалобы инспекции не основаны на нормах права, а сводятся к переоценке доказательств, что в соответствии со статьями 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Таким образом, решение суда о признании недействительным оспариваемого решения инспекции принято с соблюдением норм материального права и отмене не подлежит.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.10.2004 по делу N А56-30366/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.А. Морозова |
Л.Л. Никитушкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 марта 2005 г. N А56-30366/04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Определением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 июня 2005 г. в настоящем постановлении исправлена опечатка