Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 25 февраля 2005 г. N А05-7954/04-23
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А.,
судей Сосниной О.Г., Чертилиной З.А.,
рассмотрев 22.02.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Архангельской области от 01.11.2004 по делу N А05-7954/04-23 (судья Гуляева И.С.),
установил:
Открытое акционерное общество "Красноборское ремонтно-техническое предприятие" (далее - ОАО "Красноборское РТП") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к муниципальному образовательному учреждению "Красноборская общеобразовательная начальная школа" (далее - школа), администрации муниципального образования "Красноборский район" о взыскании (с учетом изменения предмета иска и уменьшения размера исковых требований) 28 339 руб. 59 коп. расходов, понесенных истцом в связи с предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг педагогическим работникам школы за период с 01.01.2002 по 31.12.2003.
Определением от 27.07.2004 к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин) и Архангельская область в лице Департамента финансов администрации Архангельской области, а также произведена замена ненадлежащего ответчика - администрации муниципального образования "Красноборский район" на муниципальное образование "Красноборский район" в лице финансового отдела.
Решением от 01.11.2004 исковые требования ОАО "Красноборское РТП" удовлетворены частично путем взыскания с казны Российской Федерации в лице Минфина 25 416 руб. 33 коп. В остальной части иска и в иске к остальным ответчикам отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Минфин просит отменить решение в связи с неправильным применением судом норм материального права.
Стороны, будучи уведомленными о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в заседание кассационной инстанции не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационной инстанции.
Как следует из материалов дела, истец в период с 01.01.2002 по 31.12.2003 в соответствии со статьей 59 Жилищного кодекса РСФСР, пунктом 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" предоставлял педагогическим работникам школы, проживающим на территории муниципального образования "Красноборский район", льготу по оплате коммунальных услуг, в связи с чем предъявил требование о взыскании 28 339 руб. 59 коп. задолженности.
Факт предоставления льгот в заявленном размере подтвержден материалами дела, в том числе списками граждан, имеющих право на льготы, счетами-фактурами, другими документами.
Постановлением Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров РСФСР (далее - ВЦИК и СНК РСФСР) от 10.06.1930 "О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках" предусмотрен порядок реализации льгот данной категории граждан за счет средств местного бюджета.
В соответствии со статьей 59 Жилищного кодекса РСФСР специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов, пользуются бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением.
Согласно пункту 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
Статьей 5 Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 10.06.1930 признано утратившим силу.
Статьей 2 того же Закона предусмотрено, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании", устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
В материалах дела отсутствуют сведения о том, что законодательными актами Архангельской области установлены условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2003 N 377 утверждены Правила предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности (далее - Правила).
Пунктом 2 Правил предусмотрено, что компенсации подлежат фактически понесенные бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами затраты на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, которые работают в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, и проживают в сельской местности. Субсидии выделяются за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на указанные цели в федеральном бюджете на соответствующий год.
Согласно пункту 3 Правил Минфин предоставляет субсидии на основании ежеквартально представляемых субъектами Российской Федерации отчетов о расходах, фактически произведенных на указанные в пункте 2 Правил цели.
Приказом Минфина от 25.07.2003 N 68н утверждены и введены в действие, начиная с отчета по состоянию на 01.07.2003, формы квартальной и годовой отчетности о финансировании расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании".
С учетом изложенного вывод суда о том, что ни в Законе Российской Федерации "Об образовании", ни в Жилищном кодексе РСФСР не определен источник финансирования, и порядок предоставления спорных льгот, а потому расходы ОАО "Красноборское РТП" по предоставлению льгот рассматриваемой категории граждан должны возмещаться за счет казны Российской Федерации, является правильным только в части взыскания компенсации расходов, понесенных истцом до января 2003 года.
Ввиду того, что в материалах дела отсутствуют доказательства наличия фактических затрат Архангельской области на возмещение истцу расходов, понесенных в связи с предоставлением льгот педагогическим работникам школы, исковые требования ОАО "Красноборское РТП" в части взыскания компенсации расходов, понесенных истцом с января 2003 должны быть удовлетворены за счет казны Архангельской области.
Имеющиеся в материалах дела сведения о том, что все денежные средства, поступившие в 2003 году из Фонда компенсаций, распределены бюджетам муниципальных образований Архангельской области, не являются доказательством несения Архангельской областью фактических затрат.
Вместе с тем кассационная инстанция считает обоснованным вывод суда о том, что размер подлежащей взысканию суммы должен быть уменьшен на cумму налога на добавленную стоимость.
Поскольку арбитражный суд первой инстанции установил фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но неправильно применил норму права, обжалуемый судебный акт подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 01.11.2004 по делу N А05-7954/04-23 отменить в части взыскания с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны в пользу открытого акционерного общества "Красноборское ремонтно-техническое предприятие" 16 721 руб. 60 коп. расходов.
Взыскать с Архангельской области в лице Департамента финансов администрации Архангельской области за счет ее казны в пользу открытого акционерного общества "Красноборское ремонтно-техническое предприятие" 16 721 руб. 60 коп. компенсации расходов.
В остальной части решение оставить без изменения.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
З.А. Чертилина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 февраля 2005 г. N А05-7954/04-23
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника