Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 24 февраля 2005 г. N А56-15227/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Марьянковой Н.В.,
судей Казанцевой Р.В., Лавриненко Н.В.,
при участии от Инспекции N 4 по Санкт-Петербургу Христолюбовой С.А. (доверенность от 24.01.2005 N 03-09/357), от Санкт-Петербургского филиала ОАО "МСК" Цыганкова А.О. (доверенность от 19.01.2005 N 09023/05),
рассмотрев 16.02.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 4 по Санкт-Петербургу на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.10.2004 по делу N А56-15227/04 (судьи Цурбина С.И., Градусов А.Е., Спецакова Т.Е.),
установил:
Открытое акционерное общество "Московская страховая компания" в лице Санкт-Петербургского филиала (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 4 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция) от 30.03.2004 N 14-37/7 о привлечении его к административной ответственности на основании статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и назначении наказания в виде штрафа в сумме 30 000 руб.
Решением от 10.06.2004 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 28.10.2004 решение от 10.06.2004 отменено, постановление Инспекции от 30.03.2004 N 14-37/7 признано незаконным и отменено.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить постановление апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда.
Податель жалобы ссылается на неприменение судом апелляционной инстанции статьи 5 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон "О ККТ"), обязывающую организации и предпринимателей применять при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт исправную контрольно-кассовую технику (далее - ККТ).
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель Инспекции обратился с ходатайством произвести процессуальное правопреемство, заменив Межрайонную инспекцию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 4 по Санкт-Петербургу на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 4 по Санкт-Петербургу.
Доводы кассационной жалобы поддержаны представителем Инспекции. Представитель Общества не возражал против процессуального правопреемства, но выразил несогласие с доводами кассационной жалобы.
Законность состоявшихся по делу судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 25.03.2004 Инспекция провела проверку выполнения Обществом требований Закона "О ККТ" при оказании услуг населению. В результате проверки установлен факт неприменения ККТ при осуществлении денежных расчетов с Лазаревой Еленой Леонидовной во время заключения договора страхования от 18.03.2004 N 0701-0100021 (л.д. 22).
Административное нарушение зафиксировано в акте от 25.03.2004 N 000067 и протоколе об административном правонарушении от 26.03.2004 N 14-29-3/117.
Постановлением Инспекции от 30.03.2004 N 14-37/7 Общество привлечено к административной ответственности на основании статьи 14.5 КоАП РФ в виде наложения штрафа в размере 30 000 руб.
Общество, считая, что при осуществлении денежных расчетов с населением оно не должно применять контрольно-кассовую технику, поскольку использует бланки строгой отчетности, обратилось в суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Как следует из материалов дела, Общество при оказании населению услуг по страхованию использовало бланки строгой отчетности в форме квитанции, код по ОКУД 0796205, утвержденные письмом Министерства финансов Российской Федерации от 23.02.1994 N 16-37 (далее - Минфин России).
Пунктом 2 статьи 2 Закона "О ККТ" предусмотрено, что организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.
Согласно письму Минфина России от 23.08.2001 N 16-00-24/70 "О документах строгой отчетности при осуществлении денежных расчетов с населением" утвержденные в установленном порядке формы документов (бланков) строгой отчетности распространяются на организации, занимающиеся теми видами деятельности, для которых данные формы утверждены.
Письмом Минфина России от 23.02.1994 N 16-37 утверждена форма документа строгой отчетности "квитанция на получение страхового взноса" для использования во всех страховых компаниях независимо от их форм собственности при расчетах с населением для учета наличных денежных средств без применения контрольно-кассовых машин.
Из вышеизложенного следует, что Общество при осуществлении денежных расчетов с населением за оказываемые услуги по страхованию вправе использовать в качестве бланка строгой отчетности форму квитанции, утвержденную письмом Минфина России от 23.02.1994 N 16-37.
В материалах дела имеется два страховых полиса, датированных одним и тем же числом и имеющих один и тот же номер, но выданных разным лицам: один - Лазаревой Е.Л., а другой - обществу с ограниченной ответственностью "ИФС Интернешнл Фуд Сапплай" (далее - ООО "ИФС Интернешнл Фуд Сапплай").
Ни из протокола об административном правонарушении от 26.03.2004 N 14-29-3/117, ни из постановления Инспекции от 30.03.2004 N 14-37/7 не представляется возможным установить, о каком конкретно полисе идет речь.
Из объяснений директора филиала Общества и бухгалтера-кассира следует, что страховой взнос был получен от Лазаревой Е.Л. и ей был выдан бланк строгой отчетности о получении денежных средств.
Доказательств того, что Общество было привлечено к административной ответственности за неиспользование ККТ при осуществлении денежных расчетов с другим юридическим лицом - ООО "ИФС Интернешнл Фуд Сапплай" при заключении договора страхования, Инспекцией не представлено.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает правомерным признание незаконным постановления Инспекции от 30.03.2004 N 14-37/7 и его отмену.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
произвести процессуальное правопреемство, заменив Межрайонную инспекцию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 4 по Санкт-Петербургу на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 4 по Санкт-Петербургу.
Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.10.2004 по делу N А56-15227/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.В.Марьянкова |
Н.В.Лавриненко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 февраля 2005 г. N А56-15227/04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника