Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 24 февраля 2005 г. N А56-21003/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Морозовой Н.А., судей Ломакина С.А., Никитушкиной Л.Л., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Главное управление технического проектирования" Беляевой Н.С. (доверенность от 06.10.2004), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Санкт-Петербургу Царегородской Е.В. (доверенность от 13.01.2005 N 03-04/165),
рассмотрев 24.02.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Санкт-Петербургу на решение от 10.08.2004 (судья Савицкая И.Г.) и постановление апелляционной инстанции от 23.11.2004 (судьи Петренко Т.И., Звонарева Ю.Н., Фокина Е.А.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-21003/04,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Главное управление технического проектирования" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по Санкт-Петербургу, правопреемником которой является Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 9 по Санкт-Петербургу (далее - инспекция), от 20.05.2004 N 12-11/104 об отказе обществу в возмещении 1 047 924 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС), заявленного обществом в декларации по налоговой ставке 0 процентов за январь 2004 года, и об обязании инспекции возвратить указанную сумму налога на расчетный счет общества.
Решением суда от 10.08.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 23.11.2004, заявление общества удовлетворено.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить судебные акты, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и неправильное истолкование Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Налоговый орган, признавая обоснованность применения обществом налоговой ставки 0 процентов по экспортным операциям, считает, что последнее не подтвердило правомерность применения налоговых вычетов, поскольку налогоплательщик, его поставщик и иные поставщики для проверки не представили товарно-транспортные накладные и путевые листы, свидетельствующие о перевозке товара на территории Российской Федерации. Кроме того, в счете-фактуре, выставленном поставщиком общества - ООО "Комета", указан адрес грузоотправителя, по которому данное юридическое лицо фактически не находится.
В отзыве на жалобу общество просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу инспекции - без удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон поддержали заявленные в кассационной жалобе и в отзыве на нее позиции.
По ходатайству представителя инспекции на основании приказа Федеральной налоговой службы России от 12.11.2004 N САЭ-3-15/46 и в соответствии со статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена стороны по делу: Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по Санкт-Петербургу заменена на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 9 по Санкт-Петербургу.
Законность и обоснованность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Изучив материалы дела, выслушав мнения сторон, суд установил следующее.
Заявитель 15.09.2002 заключил с фирмой "Dealex Company LLC" (США) экспортный контракт N 1 на поставку отдельными партиями товаров - изделий из металла и неметалла общей стоимостью 4.000.000 долларов США. Согласно условиям контракта партией товара считается разовая отправка товара, оформленная вывозными документами на основании спецификации, являющейся неотъемлемой частью контракта.
Общество 20.02.2004 представило в инспекцию декларацию по НДС по налоговой ставке 0 процентов за январь 2004 года, заявив к возмещению 1 047 924 руб. налога, и документы, предусмотренные статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), а 22.04.2004 - заявление о возврате на расчетный счет общества указанной суммы налога.
По итогам камеральной проверки налоговым органом принято решение от 20.05.2004 N 12-11/104 об отказе налогоплательщику в возмещении 1 047 924 руб. налога.
Основанием для отказа послужило нарушение обществом, по мнению инспекции, пункта 1 статьи 172 НК РФ, так как налогоплательщиком, его поставщиком и иными поставщиками для проверки не представлены товарно-транспортные накладные и путевые листы, свидетельствующие о перевозке товара на территории Российской Федерации. Налоговый орган также указал на нарушение пунктов 5 и 6 статьи 169 НК РФ, поскольку в счете-фактуре от 13.10.2004 N 114, выставленном поставщиком общества - ООО "Комета", указан адрес грузоотправителя, по которому данное юридическое лицо фактически не находится. Факт экспорта товара обществом и его право на налоговую ставку 0 процентов по экспортным операциям налоговым органом не оспаривается.
Общество не согласилось с решением налогового органа и обжаловало его в арбитражный суд.
Суд, признавая недействительным решение инспекции, правомерно исходил из следующего.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ обложение НДС товаров, помещенных под таможенный режим экспорта при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации и представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, производится по ставке 0 процентов.
Согласно пункту 1 статьи 165 НК РФ для подтверждения права на получение возмещения при налогообложении экспортируемых товаров по налоговой ставке 0 процентов в налоговые органы должны быть представлены следующие документы: контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара за пределы таможенной территории Российской Федерации; выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя указанного товара на счет налогоплательщика в российском банке; грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации; копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации.
В силу статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные названной статьей налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 176 НК РФ установлено, что в случае если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1-2 пункта 1 статьи 146 НК РФ, то полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями названной статьи.
В соответствии с пунктом 4 статьи 176 НК РФ возмещение производится не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 НК РФ, и документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса. В течение указанного срока налоговый орган производит проверку обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов и принимает решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении.
Как установлено судом, обществом представлены все предусмотренные статьей 165 НК РФ документы. Факты экспорта товаров и получения экспортной выручки, а также представления обществом всего пакета документов, предусмотренного пунктом 1 статьи 165 НК РФ, инспекцией не оспаривается.
Из материалов дела следует, что заявитель по договору от 12.08.2002 N К-4/08 приобрел у ООО "Комета" товар, который впоследствии реализовал на экспорт согласно контракту от 15.09.2002 N 1.
Довод инспекции о неподтверждении заявителем, ООО "Комета" и поставщиками ООО "Комета" факта движения товара на территории Российской Федерации противоречит фактическим обстоятельствам дела, поскольку обществом представлены товарные накладные, на основании которых обществом оприходован приобретенный товар. Товаросопроводительные документы на перевозку товара на территории Российской Федерации не относятся к документам, предусмотренным статьями 171 и 172 НК РФ.
Кроме того, налоговым законодательством право налогоплательщика на возмещение НДС не связывается с обстоятельствами, которые относятся к деятельности иных организаций, не связанных непосредственно с обществом.
Суд кассационной инстанции не принимает и довод жалобы инспекции о том, что в счете-фактуре от 13.10.2004 N 114, выставленном поставщиком общества - ООО "Комета", указан адрес грузоотправителя, по которому данное юридическое лицо фактически не находится. Указанный в счете-фактуре адрес ООО "Комета" в соответствии с его учредительными документами является адресом его государственной регистрации.
Постановлением Правительства от 02.12.2000 N 914 "Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость" определены требования, предъявляемые к составлению счетов-фактур, в соответствии с которыми в графе "грузополучатель и его адрес" указывается полное или сокращенное наименование грузополучателя и его адрес в соответствии с учредительными документами.
Следует также отметить, что пункт 5 статьи 169 НК РФ не обязывает продавца товаров (работ, услуг) указывать в выставленных им счетах-фактурах именно фактический адрес поставщика и грузоотправителя. В силу пункта 2 статьи 169 НК РФ невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных пунктами 5 и 6 этой статьи, не может являться основанием для отказа в принятии к вычету суммы налога, уплаченной покупателем.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает судебные акты законными, а жалобу инспекции - направленной на переоценку выводов судов, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 10.08.2004 и постановление апелляционной инстанции от 23.11.2004 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-21003/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.А. Морозова |
Л.Л. Никитушкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 февраля 2005 г. N А56-21003/04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника