Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 14 февраля 2005 г. N А56-24197/2004
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Никитушкиной Л.Л., судей Асмыковича А.В., Кирейковой Г.Г.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Глория" Маршева Д.Ю. (доверенность от 01.03.2004), от Инспекции Федеральной налоговой службы России по Кировскому району Санкт-Петербурга Бабичевой И.А. (доверенность от 11.01.2005 N 19-56/5),
рассмотрев 14.02.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Кировскому району Санкт-Петербурга на решение от 09.08.2004 (судья Орлова Е.А.) и постановление апелляционной инстанции от 28.10.2004 (судьи Цурбина С.И., Исаева И.А., Спецакова Т.Е.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-24197/2004,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Глория" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому району Санкт-Петербурга, реорганизованной в Инспекцию Федеральной налоговой службы России по Кировскому району Санкт-Петербурга (далее - налоговая инспекция), от 16.03.2004 N 04-08-118 и об обязании налоговой инспекции возместить Обществу из бюджета 6 062 152 руб. налога на добавленную стоимость за ноябрь 2003 года с начисленными на указанную сумму процентами в размере 255 789 руб.
Решением суда от 09.08.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 28.10.2004, требования Общества удовлетворены.
В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на нарушение норм материального права, просит отменить решение и постановление апелляционной инстанции и отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы указывает на то, что заявитель не подтвердил в установленном порядке обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов, поскольку им не представлены нотариально заверенные копии коносаментов и условиями экспортного контракта не предусмотрена поставка товара за пределы таможенной территории Российской Федерации.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, кассационная инстанция установила следующее.
Как следует из материалов дела, во исполнение контракта от 17.07.2003 N 01/03 Общество реализовало на экспорт товар (ролики средств транспортирования) на условиях поставки "FСА - Санкт-Петербург" ("Инкотермс-2000"), в связи с чем представило в налоговую инспекцию декларацию по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов за ноябрь 2003 года. В декларации Общество указало выручку, облагаемую налогом по ставке 0 процентов, и предъявило к возмещению из бюджета 6 062 152 руб. налога на добавленную стоимость.
В подтверждение обоснованности применения ставки 0 процентов и налоговых вычетов Общество представило в налоговую инспекцию документы, предусмотренные статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
По результатам камеральной проверки представленных заявителем декларации и документов налоговая инспекция составила мотивированное заключение от 16.03.2004 и приняла решение от 16.03.2004 N 04-08-118 об отказе Обществу в возмещении 6 062 152 руб. налога на добавленную стоимость за ноябрь 2003 года.
Отказ в возмещении указанной суммы налога мотивирован налоговым органом тем, что налогоплательщик не подтвердил в установленном порядке обоснованность применения ставки 0 процентов и налоговых вычетов, поскольку товар передан иностранному покупателю на территории Российской Федерации раньше его фактического вывоза за ее пределы. Следовательно, местом реализации товара является территория Российской Федерации. Кроме того, в нарушение статьи 68 Конституции Российской Федерации и статьи 16 Федерального закона от 25.10.91 N 1807-1 "О языках народов Российской Федерации" Общество не представило в налоговый орган нотариально заверенные копии перевода коносаментов.
Считая незаконным отказ налогового органа в возмещении 6 062 152 руб. налога на добавленную стоимость за ноябрь 2003 года, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения налогового органа от 16.03.2004 N 04-08-118 и об обязании налоговой инспекции возместить ему указанную сумму налога и начисленные на нее проценты в сумме 255 789 руб.
Суды первой и апелляционной инстанций подтвердили право Общества на возмещение спорной суммы налога на добавленную стоимость, и кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, помещаемых под таможенный режим экспорта, при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации и представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Право налогоплательщика на возмещение налога на добавленную стоимость из бюджета и порядок реализации этого права при экспорте товаров (работ, услуг) установлены статьями 165, 171 НК РФ, пунктом 3 статьи 172, пунктом 4 статьи 176 НК РФ. Согласно названным нормам для подтверждения права на возмещение сумм налога на добавленную стоимость путем зачета или возврата из бюджета налогоплательщик обязан представить в налоговый орган отдельную декларацию по ставке 0 процентов и предусмотренные статьей 165 НК РФ документы.
В пункте 1 статьи 165 НК РФ приведен перечень документов, которые должны представляться налогоплательщиком в налоговый орган в целях подтверждения обоснованности применения ставки 0 процентов и налоговых вычетов при реализации товаров, помещенных под таможенный режим экспорта и фактически вывезенных за пределы таможенной территории Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 165 НК РФ для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов при реализации товаров, перечисленных в пункте 1 статьи 164 НК РФ, в налоговые органы представляются следующие документы:
- контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара за пределы таможенной территории Российской Федерации;
- выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя указанного товара на счет налогоплательщика в российском банке;
- грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в таможенном режиме экспорта, и российского таможенного органа (пограничного таможенного органа), в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации;
- копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и видно из материалов дела, в подтверждение обоснованности применения ставки налога на добавленную стоимость 0 процентов Общество представило в налоговый орган все документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 165 НК РФ.
Кассационная инстанция отклоняет довод налоговой инспекции о том, что местом реализации товара являлась территория Российской Федерации.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом налогообложения (в том числе и по ставке 0 процентов) признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. В целях главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации статьей 147 этого Кодекса установлено, что территория Российской Федерации признается местом реализации товаров и тогда, когда товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории России.
Кроме того, факт поставки товара на условиях "FСА" по международным правилам толкования торговых терминов "Инкотермс-2000" означает только то, что продавец выполнит свои обязательства по доставке товара, после того как передаст товар, прошедший таможенную очистку при экспортировании, в распоряжение перевозчика, назначенного покупателем, в согласованном месте или пункте. Условия поставки применительно к "Инкотермс-2000" для установления момента перехода права собственности на товар в данном случае для целей налогообложения значения не имеют.
Факт вывоза товара в режиме экспорта по контракту от 17.07.2003 N 01/03 подтверждается имеющимися в материалах дела грузовыми таможенными декларациями с отметками таможенных органов "Товар вывезен полностью".
Для целей налогообложения условия поставки товара "FCA" ("Инкотермс-2000") правового значения не имеют.
Неправомерен и довод жалобы налоговой инспекции об отсутствии нотариально заверенных переводов копий коносаментов на русский язык, так как требованиями подпункта 4 пункта 1 статьи 165 НК РФ обязательное представление такого перевода в налоговый орган не предусмотрено.
В силу статьи 88 НК РФ инспекция вправе при проведении камеральной проверки истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, подтверждающие правильность исчисления налогов, однако в данном случае налоговая инспекция таким правом не воспользовалась.
Согласно пункту 4 статьи 176 НК РФ налог на добавленную стоимость, уплаченный налогоплательщиком поставщикам приобретенных на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) (статья 171 НК РФ), в отношении экспортированных товаров (подпункт 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ) подлежит возмещению налоговым органом из бюджета не позднее трех месяцев, считая со дня представления отдельной налоговой декларации и документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
В течение указанного срока налоговый орган производит проверку обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов и принимает решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении.
В абзаце десятом пункта 4 статьи 176 НК РФ указано, что налоговый орган обязан принять решение о возврате из бюджета сумм налога не позднее последнего дня трехмесячного срока и в тот же срок направить это решение на исполнение в соответствующий орган федерального казначейства.
Возврат сумм налога осуществляется органами федерального казначейства в течение двух недель после получения решения налогового органа. Если такое решение не получено соответствующим органом федерального казначейства по истечении семи дней, считая со дня направления налоговым органом, датой получения такого решения признается восьмой день, считая со дня направления такого решения налоговым органом.
В абзаце двенадцатом пункта 4 статьи 176 НК РФ указано, что при нарушении сроков, установленных пунктом 4 статьи 176 НК РФ, на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Поскольку Общество в установленном порядке подтвердило право на применение ставки 0 процентов и налоговых вычетов, представив в налоговый орган все необходимые документы, предусмотренные статьей 165 НК РФ, суд правомерно обязал налоговую инспекцию возвратить заявителю 6 062 152 руб. налога на добавленную стоимость за ноябрь 2003 года с учетом процентов, начисленных за несвоевременный возврат указанной суммы налога.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 09.08.2004 и постановление апелляционной инстанции от 28.10.2004 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-24197/2004 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Кировскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Л. Никитушкина |
Г.Г. Кирейкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 февраля 2005 г. N А56-24197/2004
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника