Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 18 февраля 2005 г. N А56-22130/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Абакумовой И.Д., судей Шевченко А.В., Троицкой Н.В.,
при участии от открытого акционерного общества "ФАНПЛАСТ" Сычевой Г.Н. (доверенность от 15.02.2005 N 102/7), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Санкт-Петербургу Незнаевой М.В. (доверенность от 30.12.2004 N 03-05-3/12323м),
рассмотрев 16.02.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Санкт-Петербургу на решение от 16.07.2004 (судья Зотеева Л.В.) и постановление апелляционной инстанции от 29.10.2004 (судьи Петренко Т.И., Фокина Е.А., Звонарева Ю.Н.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-22130/04,
установил:
Открытое акционерное общество "ФАНПЛАСТ" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 11 по Санкт-Петербургу (после реорганизации - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 11 по Санкт-Петербургу, далее - Инспекция) от 19.04.2004 N 10-10/89 в части отказа в возмещении 160 475 руб. 61 коп. налога на добавленную стоимость по экспорту за декабрь 2003 года и об обязании Инспекции возместить указанную сумму налога путем зачета в счет погашения недоимки по налогу на добавленную стоимость по внутреннему рынку.
Решением от 16.07.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 29.10.2004, заявленные Обществом требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судебными инстанциями норм материального и процессуального права, просит судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных Обществом требований отказать. По мнению подателя жалобы, представленные Обществом счета-фактуры в нарушение положений статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) не содержат расшифровки подписей руководителя и главного бухгалтера поставщика.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Общества просил оставить оспариваемые судебные акты без изменения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество осуществляло экспорт фанерных березовых заготовок по контракту от 30.03.2001 N 246/00257532/00037, заключенному с иностранным юридическим лицом - компанией "FINSKAS BR Ab", Финляндия.
Общество 20.01.2004 представило в Инспекцию налоговую декларацию за декабрь 2003 года по экспортным операциям, налог на добавленную стоимость по которым исчисляется по ставке 0 процентов. Вместе с декларацией Общество представило документы, подтверждающие обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов и право на возмещение названного налога. В декларации заявлено к вычету 217 281 руб. налога на добавленную стоимость.
Инспекция провела камеральную проверку представленных Обществом налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость и документов по налоговой ставке 0 процентов за декабрь 2003 года.
В ходе проверки установлено неправомерное предъявление к возмещению 160 475 руб. 61 коп. налога на добавленную стоимость, поскольку "в представленных Обществом счетах-фактурах в нарушение пункта 6 статьи 169 НК РФ отсутствует расшифровка фамилии руководителя и главного бухгалтера, их подписавших, в графе "К платежно-расчетному документу" номер вписан от руки".
По результатам проверки Инспекция вынесла решение от 19.04.2004 N 10-10/89 и мотивированное заключение от 20.04.2004, на основании которых возместила Обществу 56 805 руб. 39 коп. налога на добавленную стоимость и отказала в возмещении 160 475 руб. 61 коп. налога.
Общество с решением Инспекции в части отказа в возмещении указанной суммы налога не согласилось и обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой и апелляционной инстанций указал на соответствие представленных Обществом в налоговый орган документов требованиям действовавшего на момент их составления законодательства.
Суд кассационной инстанции, рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает, что суд, удовлетворяя требования Общества, правомерно исходил из следующего.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение операций по реализации товаров (за исключением нефти, включая стабильный газовый конденсат, природного газа, которые экспортируются на территории государств-участников Содружества Независимых Государств), вывезенных в таможенном режиме экспорта при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 названного Кодекса, производится по налоговой ставке 0 процентов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 165 НК РФ при реализации экспортируемых товаров для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов в налоговые органы представляются следующие документы:
1) контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара (припасов) за пределы таможенной территории Российской Федерации;
2) выписка банка (копия выписки), подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя указанного товара (припасов) на счет налогоплательщика в российском банке;
3) грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации;
4) копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 173 НК РФ установлено, что сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет, по операциям реализации товаров (работ, услуг), указанных в подпунктах 1-8 пункта 1 статьи 164 названного Кодекса, определяется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 НК РФ, сумма налога, исчисляемая в соответствии с пунктом 6 статьи 166 НК РФ.
При этом превышение сумм налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 НК РФ, над суммами налога, исчисляемыми в соответствии с пунктом 6 статьи 166 НК РФ, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьей 176 названного Кодекса, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода (пункт 2 статьи 173 НК РФ).
Пунктом 4 статьи 176 НК РФ предусмотрено, что суммы налоговых вычетов в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1-6 и 8 пункта 1 статьи 164 НК РФ, а также суммы налога, исчисленные и уплаченные в соответствии с пунктом 6 статьи 166 НК РФ, подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании отдельной налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 НК РФ, и документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Таким образом, налогообложение операций по реализации товаров на экспорт по налоговой ставке 0 процентов и применение налоговых вычетов по таким операциям производится при условии представления в налоговый орган отдельной налоговой декларации и полного пакета документов, предусмотренного статьей 165 НК РФ.
В оспариваемом решении налогового органа указано, что представленные Обществом документы соответствуют требованиям статьи 165 НК РФ.
Согласно статье 172 НК РФ вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов. Из пунктов 1 и 2 статьи 169 НК РФ, пункта 2 статьи 171 и пункта 1 статьи 172 НК РФ следует, что налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.
Таким образом, счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
При этом счета-фактуры должны быть составлены с соблюдением требований к их оформлению, изложенных в пунктах 5 и 6 статьи 169 НК РФ. Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 статьи 169 НК РФ, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
Кассационная инстанция считает несостоятельным довод Инспекции о нарушении Обществом пункта 6 статьи 169 НК РФ, ввиду того, что представленные счета-фактуры не содержат расшифровки подписей руководителя и главного бухгалтера. В силу названной нормы невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных пунктами 5 и 6 статьи 169 НК РФ, не может являться основанием для отказа в принятии к вычету суммы налога, предъявленные продавцом. При этом в пункте 5 указанной статьи установлен перечень сведений, обязательных для счета-фактуры, а в пункте 6 этой же статьи указано, что счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации или иными уполномоченными на то лицами.
Требование об обязательном указании расшифровки подписей лиц в счетах-фактурах введено постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2004 N 84. Однако, как усматривается из материалов дела, спорные счета-фактуры составлены в октябре-ноябре 2003 года, то есть до вступления этого нормативного акта в силу.
Таким образом, поскольку представленные Обществом для применения вычетов счета-фактуры содержат все предусмотренные пунктом 5 статьи 169 НК РФ сведения, подписаны руководителем и главным бухгалтером организации, выдавшей их, что Инспекция не оспаривает, то оснований для отказа в применении вычетов по таким счетам-фактурам у налогового органа не имелось.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что обжалуемые судебные акты соответствуют действующему законодательству, а следовательно, оснований для их отмены не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 16.07.2004 и постановление апелляционной инстанции от 29.10.2004 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-22130/04 оставить без изменений, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Д. Абакумова |
Н.В. Троицкая
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 февраля 2005 г. N А56-22130/04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника