Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 11 марта 2005 г. N А56-15718/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Хохлова Д.В., судей Бухарцева С.Н., Кочеровой Л.И., при участии от закрытого акционерного общества "Вторчермет" Крюковой Ю.В. (доверенность от 01.01.04 N 114-ю), от Санкт-Петербургской таможни Геворкян Д.С. (доверенность от 22.12.04 N 06-20/17760), Жидкова Д.И. (доверенность от 22.12.04 N 06-20/17743),
рассмотрев 09.03.05 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Санкт-Петербургской таможни на решение от 16.08.04 (судья Третьякова И.О.) и постановление апелляционной инстанции от 22.11.04 (судьи Слобожанина В.Б., Бойко А.Е., Семиглазов В.А.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-15718/04,
установил:
Закрытое акционерное общество "Вторчермет" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Санкт-Петербургской таможни (далее - таможня) об отказе возвратить обществу 374 406 руб. 10 коп. неизрасходованных авансовых платежей, а также об обязании таможни возвратить заявителю указанную сумму авансовых платежей.
Решением суда от 16.08.04 решение таможни об отказе возвратить обществу излишне уплаченные авансовые платежи, изложенное в письме от 14.04.04 N 27-39/4844, признано недействительным. Суд обязал таможенный орган возвратить заявителю 374 406 руб. излишне уплаченных авансовых таможенных платежей.
Постановлением апелляционной инстанции от 22.11.04 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе таможня просит отменить судебные акты в связи с неправильным применением судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права. По мнению подателя жалобы, общество обратилось в таможню с заявлением о возврате авансовых платежей по истечении трех лет со дня поступления их на счет таможенного органа.
В судебном заседании представители таможни поддержали доводы кассационной жалобы, а представитель общества возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела видно, что в период с 06.12.2000 по 15.08.01 общество перечислило на счета таможни 517 390 руб. 34 коп. и 89 660 долларов США в счет предстоящих таможенных платежей в связи с экспортом товаров. В период с 20.12.2000 по 15.08.01 заявитель оформил 36 грузовых таможенных деклараций и уплатил 475 730 руб. 22 коп. и 78 252 доллара США таможенных платежей.
В письмах от 03.09.03, от 12.11.03 и от 15.03.04 общество просило таможенный орган возвратить неиспользованный остаток денежных средств в размере 41 660 руб. 12. коп. и 11 429 долларов США. Письмами от 19.09.03 N 27-06/12711 и от 14.04.04 N 27-39/4844 таможенный орган отказал обществу в возврате авансовых платежей в связи с отсутствием оригиналов платежных документов.
Удовлетворяя заявленные обществом требования, суды первой и апелляционной инстанций ошибочно сослались на положения статьи 355 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), предусматривающие порядок возврата излишне уплаченных таможенных платежей.
Таможенный кодекс Российской Федерации введен в действие с 01.01.04 (статья 437 ТК РФ). В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 4 ТК РФ акты таможенного законодательства применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, и не имеют обратной силы, за исключением случаев, когда данные акты прямо предусматривают это.
Таможенным кодексом Российской Федерации от 18.06.93 не предусмотрено понятия авансовых таможенных платежей - его содержание раскрывается в ряде нормативных правовых актов Государственного таможенного комитета Российской Федерации (далее - ГТК РФ).
Согласно Временной инструкции по работе с авансовыми денежными средствами, поступающими на счета таможенных органов, утвержденной приказом ГТК РФ от 02.08.94 N 390, авансовая уплата таможенных платежей - это уплата денежных средств на счета таможни в счет будущих поставок товаров, а также, если денежные средства не вносятся в счет уплаты конкретных поставок товаров или погашения задолженности.
Письмом от 07.05.01 N 01-06/17752 ГТК РФ направил в адрес таможенных органов Методические рекомендации по расходованию и возврату авансовых платежей (далее - Методические рекомендации). В соответствии с пунктом 1 Методических рекомендаций денежные средства, внесенные плательщиком на счета таможенного органа до подачи таможенной декларации либо заявления об их зачете в счет предстоящих таможенных платежей, фактически не могут быть идентифицированы таможенным органом в качестве конкретных видов налогов, сборов в отношении конкретной партии товаров и, соответственно, рассматриваются в качестве авансовых платежей.
В силу пунктов 5, 7 Методических рекомендаций возврат сумм авансовых платежей производится по письменному заявлению плательщика о возврате таких платежей, поданному в таможенный орган не позднее трех лет со дня последнего расходования плательщиком указанных денежных средств. Днем уплаты таможенных платежей, пеней, процентов путем зачисления сумм авансовых платежей, внесенных на счета таможенного органа, является день принятия таможенным органом таможенной декларации или принятия заявления об их зачете.
Таким образом, со дня оформления последней грузовой таможенной декларации (15.08.01) у общества возникло право требовать возврата (зачета) неизрасходованных авансовых платежей. Плательщик обратился с заявлением о возврате авансовых платежей 03.09.03, то есть в пределах трехгодичного срока.
Наличие неизрасходованных авансовых платежей подтверждается имеющимися в деле актами сверки расчетов и не оспаривается таможенным органом.
При таких обстоятельствах таможенный орган незаконно отказал заявителю в возврате неизрасходованных авансовых платежей, а ошибочные ссылки судов обеих инстанций на положения Таможенного кодекса Российской Федерации не повлияли на законность обжалуемых судебных актов в целом.
При этом в части валюты платежа суд правомерно руководствовался положениями статей 330, 355 ТК РФ, действующими на момент принятия решения об обязании таможни возвратить обществу авансовые платежи.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "утвержденный ГТК РФ 25.08.95" следует читать "утвержденный ГТК РФ 25.07.95"
Ссылка таможенного органа на Порядок возврата излишне уплаченных или взысканных таможенных платежей, утвержденный ГТК РФ 25.08.95, несостоятельна, поскольку авансовые платежи не относятся к таможенным платежам ввиду невозможности идентифицировать их применительно к конкретной таможенной декларации. Несостоятельна и ссылка таможенного органа на распоряжение ГТК РФ от 27.11.03 N 647-р, так как названный нормативный правовой акт вступил в силу с 01.01.04.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы таможни.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 16.08.04 и постановление апелляционной инстанции от 22.11.04 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-15718/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу Санкт-Петербургской таможни - без удовлетворения.
Председательствующий |
Д.В. Хохлов |
Л.И. Кочерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 марта 2005 г. N А56-15718/04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника