Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 11 марта 2005 г. N А05-16655/04-31
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Клириковой Т.В. и Корпусовой О.А., при участии от открытого акционерного общества "Северное морское пароходство" Иванова А.В. (доверенность от 30.12.2004 N 18-05/05-33), Сахарова Е.А. (доверенность от 31.12.2004 N 18-05/05-25), от Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску Плотниковой Е.В. (доверенность от 31.12.2004 N 03-07/56795), Сапроновой И.Г. (доверенность от 03.03.2005 N 03-07/6299), рассмотрев 10.03.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску на решение Арбитражного суда Архангельской области от 11.11.2004 по делу N А05-16655/04-31 (судья Звездина Л.В.),
установил:
Открытое акционерное общество "Северное морское пароходство" (далее - пароходство, ОАО "СМП") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительными решений Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску (после реорганизации - Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Архангельску; далее - Инспекция): от 21.06.2004 N 17-23/12245 в части отказа в возврате из бюджета 16 959 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за август 2001 года и от 20.07.2004 N 17-23/16019 об отказе в возврате из бюджета 7 466 руб. НДС за сентябрь 2001 года.
Решением суда от 11.11.2004 требования пароходства удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит отменить решение суда и отказать ОАО "СМП" в удовлетворении заявленных им требований. По мнению подателя жалобы, оспариваемые решения от 21.06.2004 N 17-23/12245 и от 20.07.2004 N 17-23/16019 являются законными, так как декларации по ставке 0 процентов могли быть представлены пароходством только за тот период, когда был собран полный комплект документов, а в августе и сентябре 2001 года у ОАО "СМП" отсутствовали грузовые таможенные декларации (далее - ГТД), представление которых является обязательным условием для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов.
Законность решения суда проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 22.03.2004 ОАО "СМП" представило в Инспекцию уточненную налоговую декларацию по НДС по налоговой ставке О процентов за август 2001 года, согласно которой возврату (возмещению) из бюджета подлежало 16 959 руб. НДС и 4 640 руб. НДС, ранее уплаченных согласно декларации по внутреннему рынку (рейсы теплоходов "В. Тимофеев" и "П. Корчагин", и документы в подтверждение обоснованности применения ставки О процентов.
Затем, 20.04.2004 пароходство представило в Инспекцию уточненную налоговую декларацию по НДС по налоговой ставке 0 процентов за сентябрь 2001 года, согласно которой возврату (возмещению) из бюджета подлежало 7 466 руб. НДС, ранее уплаченных по декларации согласно декларации по внутреннему рынку за этот же период (рейс теплохода "И. Шадр"), и документы, подтверждающие обоснованность применения ставки 0 процентов.
Налоговый орган провел камеральные проверки налоговых деклараций и документов, по результатам которых принял решения от 21.06.2004 N 17-23/12245 и от 20.07.2004 N 17-23/16019 об отказе пароходству в возмещении налога в связи с необоснованным применения им налоговой ставки 0 процентов в августе и сентября 2001 года, а не в период, когда был собран полный комплект документов.
ОАО "СМП", считая, что указанным решением налогового органа нарушено его право на применение налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов при оказании экспортных услуг по перевозке грузов, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании решения от 20.07.2004 N 17-23/16019 недействительным полностью, а решения от 21.06.2004 N 17-23/12245 - в части отказа в возврате из бюджета 16 959 руб. (рейс теплохода "В. Тимофеев"), при этом заявитель ссылается на то, что им выполнены требования статьи 167 НК РФ (в редакции, действовавшей в 2001 году), и в силу действующего законодательства он не оформлял грузовые таможенные декларации, а следовательно, по не зависящим от пароходства причинам не мог представить их в Инспекцию.
Суд удовлетворил требования пароходства и признал решения налогового органа в оспариваемой части недействительными как не соответствующие Налоговому кодексу Российской Федерации (далее - НК РФ).
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров. Положение этого подпункта распространяется на работы (услуги) по сопровождению, транспортировке, погрузке и разгрузке экспортируемых за пределы территории Российской Федерации товаров, выполняемые российскими перевозчиками, и иные подобные работы (услуги).
Для реализации права на возмещение НДС по экспорту товаров (работ, услуг) налогоплательщик обязан представить в налоговый орган декларацию по ставке 0 процентов и предусмотренные статьей 165 НК РФ документы, которыми в силу названной нормы подтверждается обоснованность применения им ставки 0 процентов и налоговых вычетов, что также соответствует положениям пункта 1 статьи 164 и пункта 3 статьи 172 НК РФ.
В пункте 9 статьи 165 НК РФ указано, что документы, подтверждающие обоснованность применения налоговой ставки НДС в размере 0 процентов и налоговых вычетов при реализации товаров на экспорт, представляются налогоплательщиками в налоговые органы в срок не позднее 180 дней, считая с даты оформления региональными таможенными органами грузовой таможенной декларации на вывоз груза в режиме экспорта.
Если по истечении 180 дней, считая с даты выпуска товаров региональными таможенными органами в режиме экспорта, налогоплательщик не представил документы, подтверждающие фактический экспорт товаров, указанные операции по поставке товаров подлежат обложению НДС по ставке 10 процентов или 20 процентов.
В соответствии с пунктом 9 статьи 167 НК РФ (в редакции от 07.08.2001) дата реализации экспортируемых товаров определяется как наиболее ранняя из следующих дат:
1) последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ;
2) 181-й день, считая с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта.
В связи с отсутствием полного комплекта документов на 181-й день, считая с даты оформления региональными таможенными органами грузовой таможенной декларации на вывоз груза в режиме экспорта, ОАО "СМП" отразило выручку от перевозки экспортного груза в декларациях по внутреннему рынку за август и сентябрь 2001 года и, использовав право на налоговые вычеты, установленные статьей 171 НК РФ, уплатило в бюджет 24 425 руб. НДС.
Пунктом 9 статьи 165 НК РФ предусмотрено, что если впоследствии налогоплательщик представит в налоговые органы документы, обосновывающие применение налоговой ставки 0 процентов, ранее уплаченные суммы НДС подлежат возврату налогоплательщику в порядке и на условиях, которые определены статьей 176 НК РФ.
Руководствуясь названными положениями, ОАО "СМП" 22.03.2004 и 20.04.2004 направило в Инспекцию уточненные декларации по НДС по ставке 0 процентов за август и сентябрь 2003 года, к которым приложило обосновывающие документы. При этом 24 425 руб. НДС ранее уплаченные в бюджет отражены как подлежащие возврату.
Налоговый орган, установив отсутствия ГТД и посчитав действия пароходства - представление уточненных деклараций за период уплаты НДС по внутреннему рынку - не основанными на нормах Налогового кодекса Российской Федерации, отказал ОАО "СМП" в возмещении сумм налога.
Суд первой инстанции признал выводы Инспекции не соответствующими положениям пункта 9 статьи 167 НК РФ (в редакции, действовавшей до внесения Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации) и удовлетворил требования пароходства.
Кассационная инстанция считает, что выводы суда в данной части не соответствуют положениям законодательства, однако данное нарушение исходя из конкретных обстоятельств дела не привело к принятию неправильного решения.
Пунктом 6 статьи 166 НК РФ установлено, что сумма налога по операциям реализации товаров (работ, услуг), облагаемых в соответствии с пунктом 1 статьи 164 НК РФ по налоговой ставке 0 процентов, исчисляется отдельно по каждой такой операции. При этом из статьи 165 НК РФ следует, что для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов налогоплательщик должен представить предусмотренные этой статьей документы в срок не позднее 180 дней, считая с даты оформления региональными таможенными органами грузовой таможенной декларации на вывоз товаров в режиме экспорта или транзита.
В пункте 9 статьи 165 НК РФ (в редакции от 07.08.2001) указано, что если по истечении 180 дней, считая с даты выпуска товаров региональными таможенными органами в режиме экспорта или транзита налогоплательщик не представил документы, подтверждающие фактический экспорт товаров, а также выполнение работ (оказание услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией указанных товаров, указанные операции по поставке товаров (выполнению работ, оказанию услуг) подлежат налогообложению по ставкам соответственно 10 процентов или 20 процентов. Если впоследствии налогоплательщик представляет в налоговые органы документы, обосновывающие применение налоговой ставки в размере 0 процентов, уплаченные суммы налога подлежат возврату налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьей 176 НК РФ.
По мнению пароходства, после представления документов, подтверждающих право на применение налоговой ставки 0 процентов по истечении установленного срока, возврат уплаченных ранее сумм НДС должен осуществляться в порядке предусмотренном для случаев излишней уплаты сумм налоговых платежей правилами, содержащимися в статьях 54, 78 и 81 НК РФ - путем внесения исправлений в налоговую декларацию периода отгрузки товара на экспорт, а не оформления отдельной декларации за период представления документов, обосновывающих право на применение ставки 0 процентов.
Между тем, в решении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.08.2004 N 6178/04 указано, что положения статей 78 и 81 НК РФ касаются случаев выявления налогоплательщиком ошибок в декларациях предшествующих налоговых периодов, а не возврата НДС на основании пункта 9 статьи 165 и статьи 176 НК РФ.
Пунктом 10 статьи 165 НК РФ установлено общее правило, согласно которому документы, указанные в статье 165 НК РФ, представляются налогоплательщиками для обоснования применения налоговой ставки 0 процентов одновременно с представлением налоговой декларации.
Таким образом, Инспекция в результате системного толкования положений Налогового кодекса Российской Федерации правомерно считает необходимым включить данные, связанные с возвратом НДС, ранее уплаченного на основании пункта 9 статьи 165 и пункта 9 статьи 167 НК РФ, в декларации за февраль и март 2004 года.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 4 статьи 165 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов в налоговые органы представляется и ГТД (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта или транзита, и пограничного таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории России.
Таким образом, Налоговым кодексом Российской Федерации предусматривается представление ГТД либо ее копии как обязательное условие для обоснования права на применение ставки 0 процентов и налоговых вычетов.
Из материалов дела видно, что пароходство представило в налоговую инспекцию документы, предусмотренные пунктом 4 статьи 165 НК РФ, за исключением ГТД, ссылаясь на то, что отсутствующие у него ГТД имеются у декларанта либо таможенного органа и получить их перевозчик не может по не зависящим от него обстоятельствам.
Поскольку согласно Налоговому кодексу Российской Федерации право на применение налоговой ставки 0 процентов и налоговые вычеты подтверждается строго определенными документами, вывод суда о возможности непредставления пароходством ГТД или их копий и замены ГТД иными документами противоречит закону.
Таким образом, у налогового органа отсутствовали основания для возмещения заявителю НДС, в связи с чем решение налоговой инспекции от 20.07.2004 N 17-23/16019 соответствует действующему законодательству и не нарушает прав налогоплательщика.
Вместе с тем в предварительном судебном заседании в порядке статьи 135 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд, рассмотрев ходатайство заявителя, запросил у таможенных органов документы, в том числе ГТД.
Как видно из материалов дела, Балтийская таможня представила копию ГТД с необходимыми отметками о перемещении груза через ее таможенные посты.
Учитывая, что в рассматриваемом деле пароходство оспаривает решение Инспекции, принятое при отсутствии ГТД, предоставление которой обязательно для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов, кассационная инстанция считает, что суд первой инстанции принял решение о необходимости возмещения пароходству НДС с учетом правоприменительной практики, определенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 14.07.2003 по делу о проверке конституционности положений статьи 4, пункта 1 статьи 164, пунктов 1 и 4 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 11 Таможенного кодекса Российской Федерации и статьи 10 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" в связи с запросами Арбитражного суда Липецкой области, жалобами ООО "Папирус", ОАО "Дальневосточное морское пароходство" и ООО "Коммерческая компания "Балис".
Кассационная инстанция также принимает во внимание, что в данном случае ОАО "СМП" исполнило свою обязанность по уплате НДС в августе и сентябре 2001 года и при вынесении решения суд учел даты представления налоговых деклараций и признал право на возврат налога применительно положениям статей 165 и 176 НК РФ именно с учетом названных сроков (февраль и март 2002 года), то есть решение суда соответствует фактическим обстоятельствам дела и кассационная инстанция не вправе их переоценивать (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит оснований для отмены судебного акта, однако считает необходимым указать суду на то, что выводы Инспекции о необходимости включения данных, связанных с возвратом ранее уплаченных сумм НДС, в декларации того периода, когда был собран полный комплект документов, соответствуют положениям статей 165 и 176 НК РФ.
Руководствуясь статьей 286 и подпунктом 1 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 11.11.2004 по делу N А05-16655/04-31 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В. Дмитриев |
О.А. Корпусова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 марта 2005 г. N А05-16655/04-31
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника