Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 9 марта 2005 г. N А13-7538/04-19
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Морозовой Н.А., судей Ломакина С.А., Никитушкиной Л.Л., при участии от общества с ограниченной ответственность "ССМ-Тяжмаш" Филатовой Е.А. (доверенность от 03.11.2004 N 367), от Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Череповцу Вологодской области Вершининой Н.Н. (доверенность от 04.03.2005 N 04-05/12028), Осиповой И.В. (доверенность от 11.01.2005 N 03-05/04),
рассмотрев 09.03.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Череповцу Вологодской области на решение от 28.09.2004 (судья Потеева А.В.) и постановление апелляционной инстанции от 24.11.2004 (судьи Ралько О.Б., Ковшикова О.С., Тарасова О.А.) Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-7538/04-19,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ССМ-Тяжмаш" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительными решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Череповцу Вологодской области, правопреемником которой является Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Череповцу Вологодской области (далее - Инспекция), от 22.06.2004 N 03-09/1140/23 о привлечении его к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, а также решения от 18.06.2004 N 03-09/848/96 в части отказа Обществу в возмещении 5 708 руб. 84 коп. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) по декларации за февраль 2004 года.
По настоящему делу рассматривается требование налогового органа о признании недействительным решения Инспекции от 22.06.2004 N 03-09/1140/23, выделенное в отдельное производство определением суда от 08.07.2004 (том 1, л.д. 11-13).
Решением суда от 28.09.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 24.11.2004, требования Общества удовлетворены.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить судебные акты и принять по данному делу новое решение - об отказе Обществу в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, заявитель не имеет права на применение льготной ставки по НДС, поскольку документы, подтверждающие фактический экспорт товара, он представил в налоговый орган по истечении 180 дней, считая с момента помещения товаров под таможенный режим экспорта. Кроме того, Инспекция указывает на неправомерное предъявление налогоплательщиком налоговых вычетов по счетам-фактурам, оформленным с нарушением требований пунктов 5 и 6 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В отзыве на кассационную жалобу Общество возражает против доводов, изложенных в кассационной жалобе, и просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои правовые позиции по делу.
На основании приказа Управления Федеральной налоговой службы по Вологодской области от 24.11.2004 N 6 и в соответствии со статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена стороны по делу: Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Череповцу Вологодской области заменена на Инспекцию Федеральной налоговой службы по городу Череповцу Вологодской области.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество 22.03.2004 представило в Инспекцию налоговую декларацию по НДС по налоговой ставке 0 процентов за февраль 2004 года, заявив в ней 865 812 руб. налоговых вычетов в связи с реализацией товаров на экспорт.
В ходе камеральной проверки установлено, что пакет документов, подтверждающий фактический экспорт товара, представлен налогоплательщиком в налоговый орган по истечении 180 дней с момента помещения товаров под таможенный режим экспорта. В связи с этим обороты по реализации товаров должны быть включены в облагаемую базу по мере их отгрузки. Кроме того, Инспекцией не приняты налоговые вычеты по счетам-фактурам от 31.07.2003 N 39/1231, от 11.08.2003 N 26376 и от 06.08.2003 N 1987, оформленным с нарушением требований статьи 169 НК РФ.
По итогам проверки налоговым органом вынесено решение от 22.06.2004 N 03-09/1140/23 о привлечении Общества к налоговой ответственности за неполную уплату НДС по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде 37 397 руб. 92 коп. штрафа, а также о доначислении 292 190 руб. 99 коп. НДС по налоговой ставке 20 процентов и 13 125 руб. пеней по этому налогу.
Общество не согласилось с вышеуказанным решением Инспекции и обратилось в арбитражный суд.
Суд первой и апелляционной инстанций признал оспариваемое решение Инспекции недействительным.
Кассационная инспекция считает, что обжалуемые судебные акты не подлежат отмене по следующим основаниям.
Согласно пункту 9 статьи 167 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1 - 3 и 8 пункта 1 статьи 164 НК РФ, моментом определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) является последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
В случае, если полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, не собран на 181-й день, считая с даты помещения товаров под таможенные режимы экспорта, транзита, перемещения припасов, момент определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 167 НК РФ как день отгрузки (передачи) товара (работ, услуг).
В соответствии с пунктом 9 статьи 165 НК РФ документы (их копии), указанные в пунктах 1-5 данной статьи, представляются налогоплательщиками для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов при реализации товаров (работ, услуг), указанных в подпунктах 1 - 3 и 8 пункта 1 статьи 164 НК РФ, в срок не позднее 180 дней, считая с даты оформления региональными таможенными органами грузовой таможенной декларации на вывоз товаров в таможенном режиме экспорта или транзита (таможенной декларации на вывоз припасов в таможенном режиме перемещения припасов).
Если до истечения 180 дней, считая с даты выпуска товаров региональными таможенными органами в режиме экспорта или транзита, налогоплательщик не представил необходимые документы (их копии), указанные операции по реализации товаров (выполнению работ, оказанию услуг) подлежат налогообложению по ставкам соответственно 10 процентов или 20 процентов. Если впоследствии налогоплательщик представляет в налоговые органы документы (их копии), обосновывающие применение налоговой ставки в размере 0 процентов, уплаченные суммы налога подлежат возврату налогоплательщику.
Согласно статье 163 НК РФ налоговым периодом по НДС является календарный месяц.
В силу пункта 5 статьи 174 НК РФ налогоплательщики обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации. Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, в соответствии с пунктом 1 статьи 173 НК РФ исчисляется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на сумму налоговых вычетов общая сумма налога.
Из положений статьи 167 НК РФ следует, что налогоплательщикам по операциям реализации товаров (работ, услуг), облагаемых в соответствии с пунктом 1 статьи 164 НК РФ по налоговой ставке 0 процентов, предоставлено право не вносить налог в течение 180 дней с момента оформления отгрузки товара в таможенном режиме экспорта. Поэтому обязанность по уплате НДС возникла у Общества по истечении налогового периода, а следовательно, оно было вправе в феврале 2004 года при исчислении и уплате налога применить налоговые вычеты, относящиеся к экспортным операциям по спорным ГТД.
Таким образом, кассационная инстанция считает правильным вывод судов об отсутствии у Общества обязанности внести в бюджет НДС, а также уплатить пени.
Правомерным является и вывод судов о подтверждении налогоплательщиком права на налоговые вычеты в сумме 5 708 руб. 84 коп. по счетам-фактурам, оформленным, по мнению налогового органа, с нарушением требований статьи 169 НК РФ.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Из пункта 1 статьи 172 НК РФ следует, что налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.
Таким образом, условиями вычета НДС по товарам являются: фактическая оплата приобретенных товаров, их оприходование и наличие счетов-фактур, оформленных надлежащим образом.
В силу пункта 1 статьи 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению, а в соответствии с пунктом 2 названной статьи счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 этой же статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению. При этом пункт 5 статьи 169 НК РФ содержит перечень обязательных для счета-фактуры реквизитов, которые в обязательном порядке должны быть указаны в счетах-фактурах, выставленных налогоплательщику продавцом товаров (работ, услуг), в том числе идентификационный номер налогоплательщика и покупателя и номер платежно-расчетного документа (подпункты 2, 4 пункта 5 статьи 169 НК РФ).
Налоговым органом установлено, что в счетах-фактурах от 31.07.2003 N 39/1231, от 11.08.2003 N 26376 и от 06.08.2003 N 1987 отсутствует ссылка на номер платежно-расчетного документа, а счет-фактура от 06.08.2003 N 1987 не содержит указания на идентификационный номер налогоплательщика - покупателя.
Как следует из материалов дела, Общество вместе с возражениями представило налоговому органу надлежащим образом оформленные спорные счета-фактуры. Данное обстоятельство не оспаривается налоговым органом.
Довод Инспекции о том, что вышеуказанные счета-фактуры были представлены Обществом после установленного Инспекцией срока на представление возражений, а следовательно, после вынесения обжалуемого решения, не принимается кассационной инстанцией. Судом установлено, что Инспекцией не соблюден порядок привлечения налогоплательщика к ответственности, в том числе не обеспечены надлежащим образом гарантированные законом сроки на представление возражений по камеральной проверке. Ссылка Инспекции на то, что налогоплательщику были предоставлены пять дней на оформление возражений по итогам проверки, не подтверждается материалами дела. Фактически налогоплательщику был предоставлен только один день на принесение соответствующих возражений, что не обеспечило гарантированных законодательством о налогах и сборах сроков для заявления налогоплательщиком возражений по налоговой проверке. Кроме того, Обществом направлено в налоговый орган письмо, в котором сообщалось о том, что в срок - 25.06.2004 им будут представлены соответствующие возражения по итогам проверки. Однако, не дожидаясь возражений налогоплательщика и без уведомления его о времени и месте рассмотрения результатов налоговой проверки, Инспекцией вынесено обжалуемое решение.
Исправленные счета-фактуры также были представлены Обществом в судебное заседание и оценены судом как надлежащим образом оформленные, что позволило суду сделать вывод о соблюдении налогоплательщиком требований законодательства о налогах и сборах по представлению надлежащим образом оформленных счетов-фактур. У суда кассационной инстанции в силу статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют основания для переоценки указанных фактов.
Кроме того, кассационная инстанция считает неправомерным, взыскание налоговых санкций с Общества и потому, что обжалуемое решение принято Инспекцией с нарушением требований статьи 101 НК РФ без уведомления Общества о времени и месте рассмотрения результатов камеральной проверки и представления ему возможности оформить и подать объяснения и возражения.
При указанных обстоятельствах обжалуемые судебные акты надлежит оставить без изменения.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 28.09.2004 и постановление апелляционной инстанции от 24.11.2004 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А13-7538/04-19 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Череповцу Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.А. Морозова |
Л.Л. Никитушкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 9 марта 2005 г. N А13-7538/04-19
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника