Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 17 марта 2005 г. N А56-36708/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Морозовой Н.А., судей Ломакина С.А., Никитушкиной Л.Л., при участии от открытого акционерного общества "Выборгский лесокомбинат" Хазикова Е.П. (доверенность от 22.03.2004),
рассмотрев 16.03.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Выборгскому району Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.11.2004 по делу N А56-36708/04 (судья Третьякова Н.О.),
установил:
Открытое акционерное общество "Выборгский лесокомбинат" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным требования Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Ленинградской области, правопреемником которой является Инспекция Федеральной налоговой службы по Выборгскому району Ленинградской области (далее - Инспекция), от 13.07.2004 N 16540.
Решением суда от 12.11.2004 требования Общества удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение суда и принять по данному делу новый судебный акт.
На основании приказа Управления Федеральной налоговой службы по Ленинградской области от 23.11.2004 N 1 и по письменному ходатайству Инспекции, а также в соответствии со статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена стороны по делу: Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Ленинградской области на Инспекцию Федеральной налоговой службы по Выборгскому району Ленинградской области.
В отзыве на жалобу и в судебном заседании Общество просило решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции - без удовлетворения.
В судебное заседание представители Инспекции, надлежащим образом уведомленной о времени и месте рассмотрения жалобы, не явились, в связи с чем дело рассмотрено без их участия.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, кассационная инстанция не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела, Инспекция на основании данных лицевого счета налогоплательщика направила Обществу требование от 13.07.2004 N 16540 об уплате 8 789 руб. 25 коп. пеней, в том числе 8 772 руб. 53 коп. по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС), 16 руб. 72 коп. по налогу на имущество по сроку уплаты указанных налогов 01.07.2004.
В соответствии с пунктом 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также о мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые будут применены налоговым органом в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
Приказом Государственной налоговой службы Российской Федерации от 07.09.98 N БФ-3-10/228 утверждена форма требования об уплате налогов и сборов, соответствующая требованиям статьи 69 НК РФ.
Согласно пункту 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" досудебное урегулирование спора о взыскании пеней по недоимкам состоит в указании налоговым органом в направленном налогоплательщику требовании размера недоимки, даты, с которой начинают начисляться пени, и ставки пеней. Такое официальное толкование норм налогового права создает для налогоплательщика условия, когда он, исходя из содержания требования об уплате налога, может четко определить, куда, за какой налоговый период и в каком объеме он должен внести обязательные платежи.
Согласно статье 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога.
Несоблюдение указанного срока не лишает налоговый орган права на взыскание налога и пеней в пределах общих сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, но и не влечет изменения порядка их исчисления, исходя из совокупности сроков, установленных статьями 70 и 46 НК РФ, а также статьей 48 НК РФ, подлежащей применению на основании пункта 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации".
Как следует из материалов дела, оспариваемое требование предъявлено Обществу по пеням, начисленным в отношении задолженности по НДС и по налогу на имущество. При этом в нарушение названных норм Налогового кодекса Российской Федерации ни по одному из налогов не указаны основания возникновения задолженности, размер недоимки и период, за который начислены пени, а также отсутствуют сведения о ставке пеней. Следовательно, вывод суда первой инстанции о том, что данные обстоятельства не позволяют определить правильность начисления пеней по размеру и по праву, соответствует материалам дела.
Кассационная инстанция, подтверждая законность решения суда от 12.11.2004, исходит также из установленного судом первой инстанции факта неподтверждения Инспекцией сумм недоимки по налогу на имущество и по НДС по сроку их уплаты 01.07.2004. Согласно представленным налогоплательщиком платежным поручениям им своевременно уплачен налог на имущество за 2003 год, за 1 квартал 2004 и 1 полугодие 2004 года (л.д. 8-10), а также НДС (л.д. 12-13). Доказательств, опровергающих данный факт, налоговый орган в кассационной жалобе не приводит. В материалах дела такие доказательства также отсутствуют. Вопреки требованию суда Инспекция не представила акта сверки расчетов на дату выставления обжалуемого требования.
Довод Инспекции, указанный в жалобе, о наличии у Общества задолженности по налогам в сумме 245 993 руб. 30 коп. опровергается обжалуемым требованием, поскольку в нем отсутствуют указания на какие-либо суммы недоимки по налогам, в том числе - 245 993 руб. 30 коп.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции оснований для удовлетворения жалобы Инспекции не находит.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.11.2004 по делу N А56-36708/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Выборгскому району Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.А. Морозова |
Л.Л. Никитушкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 марта 2005 г. N А56-36708/04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника