Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 18 марта 2005 г. N А26-11558/04-23
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Никитушкиной Л.Л., судей Асмыковича А.В., Кирейковой Г.Г.,
при участии от открытого акционерного общества "Ледмозерское лесозаготовительное хозяйство" Евтушенко В.А., (доверенность от 20.01.2005 N 54),
рассмотрев 14.03.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 24.11.2004 по делу N А26-11558/04-23 (судья Одинцова М.А.),
установил:
Открытое акционерное общество "Ледмозерское лесозаготовительное хозяйство" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Республике Карелия (далее - Инспекция) от 10.08.2004 N 160 об отказе в привлечении Общества к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления 107 599 руб. 40 коп. налога с владельцев транспортных средств за 2001 год.
Решением суда от 24.11.2004 заявленное требование Общества удовлетворено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение от 24.11.2004, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. По мнению подателя жалобы, определением Конституционного Суда Российской Федерации от 10.04.2002 N 104-О не предусмотрен иной порядок вступления его в силу, а следовательно, согласно положениям Федерального конституционного закона от 21.07.94 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" пункт 5 статьи 6 Закона Российской Федерации от 18.10.91 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" (далее - Закон о дорожных фондах), предусматривавший возможность установления законами субъектов Российской Федерации ставок налога с владельцев транспортных средств в повышенном размере, а также основанные на этой норме положения законов субъектов Российской Федерации утрачивают силу и не подлежат применению только с 10.04.02.
Инспекция о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, однако представитель в судебное заседание не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в ее отсутствие.
Законность решения суда проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Общество, являясь в 2001 году плательщиком налога с владельцев транспортных средств, представило налоговую декларацию и уплатило 156 291 руб. 50 коп. названного налога.
Общество, изменив ставки налога, 07.07.2004 направило в налоговый орган измененную декларацию по налогу с владельцев транспортных средств за 2001 год, согласно которой сумма подлежащего уплате налога составила 50 264 руб. 10 коп.
В ходе камеральной проверки уточненной декларации Инспекция сделала вывод о неправильном исчислении Обществом суммы налога с владельцев транспортных средств в указанной декларации, поскольку ставки налога, предусмотренные статьей 7 Закона Республики Карелия от 30.12.99 N 384-ЗРК "О налогах (ставках налогов) и сборах на территории Республики Карелия" (далее - Закон N 384-ЗРК) используются до 10.04.02, в связи с чем в докладной записке налогового органа от 14.07.2004 N 02-189М налогоплательщику предложено доначислить 107 599 руб. 40 коп. налога за 2001 год.
Решением от 10.08.2004 N 160 Инспекция отказала в привлечении Общества к ответственности на основании пункта 1 статьи 109 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). В пункте 2 решения Инспекции значится, что она доначислила 107 599 руб. 40 коп. налога с владельцев транспортных средств, предложив налогоплательщику "зачесть переплату по данному налогу в счет доначисленного налога" и внести необходимые исправления в бухгалтерский учет.
Общество не согласилось с решением налогового органа и обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования заявителя, указал на то, что с момента принятия Конституционным Судом Российской Федерации постановлений от 08.10.97, от 11.11.97 и от 30.01.01 нормы пункта 5 статьи 6 Закона о дорожных фондах, предусматривающие возможность установления законами субъектов Российской Федерации повышенных ставок налога с владельцев транспортных средств относительно ставок, определенных в названном Законе, а также положения Закона N 384-ЗРК об установлении повышенных ставок не подлежат применению.
Кассационная инстанция считает вывод суда правильным.
В пункте 1 статьи 6 Закона о дорожных фондах установлены ставки (размеры) налога с владельцев транспортных средств.
При этом согласно пункту 5 названной статьи увеличение ставок налога относительно ставок, указанных в этой статье, связанное с изменением уровня цен и заработной платы, или полное освобождение отдельных категорий граждан, предприятий, организаций и учреждений от уплаты налога осуществляется законами субъектов Российской Федерации.
Законом N 384-ЗРК установлены повышенные ставки налога относительно ставок, определенных пунктом 1 статьи 6 Закона о дорожных фондах.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 10.04.2002 N 104-О признал, что положение пункта 5 статьи 6 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" о возможности установления законами субъектов Российской Федерации ставок налога с владельцев транспортных средств, превышающих установленные Законом Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации", утрачивает силу и не подлежит применению как аналогичное положениям, признанным неконституционными в сохраняющих свою силу постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 08.10.97, от 11.11.97 и от 30.01.01.
Согласно статье 87 (часть 2) Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" признание нормативного акта или договора либо отдельных их положений не соответствующими Конституции Российской Федерации является основанием для отмены в установленном порядке положений других нормативных актов, основанных на нормативном акте или договоре, признанном неконституционным, либо воспроизводящих его или содержащих такие же положения, какие были предметом обращения. Положения этих нормативных актов и договоров не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами.
Следовательно, с момента принятия Конституционным Судом Российской Федерации постановлений от 08.10.97, от 11.11.97 и от 30.01.01 положения пункта 5 статьи 6 Закона о дорожных фондах, предусматривающие возможность установления законами субъектов Российской Федерации повышенных ставок налога с владельцев транспортных средств относительно ставок, определенных в названном законе, а также положения Закона Республики Карелия об установлении повышенных ставок не могут применяться судами и налоговыми органами.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает обжалуемый судебный акт законным и не находит оснований для его отмены.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 24.11.2004 по делу N А26-11558/04-23 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Республике Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Л. Никитушкина |
Г.Г. Кирейкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 марта 2005 г. N А26-11558/04-23
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника