Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 14 марта 2005 г. N А13-13180/04-21
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ветошкиной О.В., судей Блиновой Л.В., Бухарцева С.Н.,
при участии от закрытого акционерного общества "Солдек" Тихонова Н.Г. (доверенность от 30.07.04),
рассмотрев 14.03.05 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 9 по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 17.12.04 по делу N А13-13180/04-21 (судья Ковшикова О.С.),
установил:
Закрытое акционерное общество "Солдек" (далее - ЗАО "Солдек", общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по Вологодской области, реорганизованной в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России N 9 по Вологодской области (далее - налоговая инспекция), от 30.09.04 N 13 об отказе в привлечении к налоговой ответственности.
Решением суда от 17.12.04 заявление ЗАО "Солдек" удовлетворено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение от 17.12.04 и отказать в удовлетворении заявленных обществом требований, считая, что суд неправильно применил нормы материального права.
В судебном заседании представитель ЗАО "Солдек" просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения, указывая на его законность и обоснованность.
Представители налоговой инспекции, извещенной в установленном порядке о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, налоговая инспекция провела проверку ЗАО "Солдек" по платежам за пользование лесным фондом за 2001-2003 годы. Проверкой установлено, что в 2001 году заявителем заготовлено 42 719 кубических метров древесины, чем превышен объем расчетной лесосеки по договору аренды более чем на 10%. Решением от 30.09.04 N 13 налоговая инспекция доначислила заявителю 297 345,82 руб. арендной платы за 2001 год. При этом налоговая инспекция руководствовалась пунктом 67 Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 01.06.98 N 551 (далее - Правила).
В соответствии со статьей 105 Лесного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за лесопользование, порядок, условия и сроки ее внесения определяются договором аренды участка лесного фонда. Названная норма соотносится со статьей 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой в договоре аренды должны быть определены порядок, условия и сроки внесения арендной платы.
В соответствии с пунктом 24 Положения об аренде участков лесного фонда, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.98 N 345, размер арендной платы устанавливается по соглашению сторон с учетом действующих ставок лесных податей за данный вид лесопользования и согласно пункту 26 Положения об аренде при заготовке древесины в порядке рубок главного пользования не может быть меньше размера, исчисленного по минимальным ставкам платы за древесину, отпускаемую на корню.
С учетом изложенного можно сделать вывод, что отношения по аренде участков лесного фонда являются гражданско-правовыми и регулируются заключаемым сторонами договором, который в силу статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным Лесным кодексом Российской Федерации и Положением об аренде участков лесного фонда. Указанные правила определяют минимальный размер арендной платы, а в части, его превышающей, размер арендной платы согласовывается сторонами.
Действующим законодательством не предусмотрена возможность взыскания налоговыми органами арендной платы в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации и преобразования арендных земельных отношений в налоговые. Только стороны вправе изменить условия договора аренды. Иным органам право пересмотра условий соглашения не предоставлено.
До введения в действие главы "Лесной налог" Налогового кодекса Российской Федерации лесхозу как специально уполномоченному государственному органу предоставлено право применять соответствующие меры к пользователям, нарушающим порядок внесения в соответствующие бюджеты и непосредственно лесхозу арендной платы за пользование участком лесного фонда, полученным в порядке статьи 34 Лесного кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах решение налоговой инспекции от 30.09.04 N 13 правильно признано арбитражным судом недействительным.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 17.12.04 по делу N А13-13180/04-21 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 9 по Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.В. Ветошкина |
С.Н. Бухарцев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 марта 2005 г. N А13-13180/04-21
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника