Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 25 марта 2005 г. N А13-9026/04-04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Чертилиной З.А.,
судей Кирилловой И.И., Тарасюка И.М.,
рассмотрев 23.03.05 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение от 09.11.04 (судья Кургин А.Ф.) и постановление апелляционной инстанции от 29.12.04 (судьи Романова А.В., Левичева С.А., Лемешев В.В.) Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-9026/04-04,
установил:
Муниципальное унитарное предприятие "Белозерское пассажирское автотранспортное предприятие" (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к муниципальному образованию "Белозерский муниципальный район Вологодской области" в лице администрации Белозерского муниципального района, Вологодской области Российской Федерации в лице Департамента финансов администрации Вологодской области, Министерству финансов Российской Федерации (далее - Минфин) в лице Управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Вологодской области о взыскании 51 686 руб. 10 коп. расходов, понесенных в связи с предоставлением в период с июля по декабрь 2003 года включительно отдельной категории граждан, проживающих на территории Белозерского муниципального района, льгот по оплате проезда в общественном пассажирском транспорте на основании Федерального закона от 24.11.95 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон о защите инвалидов).
Решением от 09.11.04, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 29.12.04, исковые требования удовлетворены. С Минфина за счет казны Российской Федерации в пользу Предприятия взыскано 51 686 руб. 10 коп. расходов. В иске к остальным ответчикам отказано.
Минфин, ссылаясь на нарушение норм материального права, просит отменить обжалуемые судебные акты. По мнению подателя жалобы, возмещение расходов, связанных с предоставлением названных льгот, за счет федерального бюджета является неправомерным, поскольку бюджетные обязательства по выделению Вологодской области средств на реализацию Закона о защите инвалидов выполнены Российской Федерацией в большем объеме, чем это было запланировано.
Участвующие в деле лица о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом извещены, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
В соответствии со статьей 30 Закона о защите инвалидов дети-инвалиды, их родители, опекуны, попечители и социальные работники, осуществляющие уход за детьми-инвалидами, а также инвалиды пользуются правом бесплатного проезда на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения, кроме такси.
Согласно статье 4 Закона о защите инвалидов установление федеральных льгот отдельным категориям инвалидов и формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов относится к компетенции федеральных органов государственной власти.
В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 24.12.02 N 176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" (далее - Закон о бюджете) в составе расходов федерального бюджета на 2003 год предусмотрен Фонд компенсаций.
Статья 53 Закона о бюджете устанавливает размеры субсидий и субвенций, выделяемых из Фонда компенсаций и направляемых на финансирование текущих расходов, предусмотренных Законом о защите инвалидов.
В соответствии с Порядком предоставления и расходования средств Фонда компенсаций на реализацию Закона о защите инвалидов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.01 N 536, действовавшим и в 2003 году, средства Фонда компенсаций в виде субсидий выделяются бюджетам субъектов Российской Федерации и направляются Минфином на финансирование расходов по реализации льгот. Распределение средств на реализацию Закона о защите инвалидов осуществляется субъектами Российской Федерации самостоятельно.
Как следует из приложения N 15 к Закону о бюджете и приложения N 8 к Закону Вологодской области от 25.12.02 N 855-ОЗ "Об областном бюджете на 2003 год", из федерального бюджета Вологодской области перечислены субсидии в большем объеме, чем это предусмотрено Законом о бюджете.
Вместе с тем довод жалобы о возможности компенсации расходов истца за счет имеющихся на счетах Вологодской области остатков денежных средств федерального бюджета, которые могли быть перераспределены Белозерскому муниципальному району на реализацию Закона о защите инвалидов, является несостоятельным.
Судом установлено, что денежные средства на реализацию Закона о защите инвалидов, перечисленные из федерального бюджета, получены Вологодской областью и в полном объеме перечислены муниципальным образованиям.
Неизрасходованный остаток названных денежных средств зачислен на счета муниципальных образований, открытых в органах федерального казначейства.
В силу статьи 60 Федерального закона от 23.12.03 N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" неиспользованные в 2003 году целевые средства, переданные из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты, подлежат использованию в 2004 году на те же цели со счетов по учету средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, открытых в органах федерального казначейства.
При вынесении решения об удовлетворении требований Предприятия за счет казны Российской Федерации суд исходил из того, что истец в период с июля по декабрь 2003 года включительно предоставил определенной категории граждан, проживающих на территории Белозерского муниципального района, льготы по оплате проезда в автобусах на городских и внутрирайонных маршрутах в соответствии со статьей 30 Закона о защите инвалидов, в связи с чем понес расходы в сумме 51 686 руб. 10 коп.
Однако размер названных расходов подтвержден лишь актом сверки, подписанным главой Белозерского муниципального района и генеральным директором Предприятия. Документы, послужившие основанием для составления указанного акта, и иные доказательства, подтверждающие наличие заявленных расходов, в материалах дела отсутствуют.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты в части взыскания с Минфина за счет казны Российской Федерации 51 686 руб. 10 коп. подлежат отмене, а дело в этой части - направлению на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
При новом рассмотрении суду следует истребовать у Предприятия доказательства, подтверждающие размер понесенных расходов при предоставлении упомянутых льгот, и оценить их в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При новом рассмотрении дела суду также следует решить вопрос о распределении судебных расходов в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса и статьями 333.21, 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 09.11.04 и постановление апелляционной инстанции от 29.12.04 Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-9026/04-04 отменить в части взыскания с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу муниципального унитарного предприятия "Белозерское пассажирское автотранспортное предприятие" 51 686 руб. 10 коп. расходов.
Передать дело в этой части на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
В остальной части решение и постановление апелляционной инстанции оставить без изменения.
Председательствующий |
З.А. Чертилина |
И.М. Тарасюк
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 марта 2005 г. N А13-9026/04-04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника