Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 17 марта 2005 г. N А66-5604/2004
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кирейковой Г.Г., судей Асмыковича А.В., Никитушкиной Л.Л., при участии от Администрации города Вышнего Волочка Франэк В.И. (доверенность от 21.01.2005 N 5), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Тверской области Богатюк О.С. (доверенность от 21.01.2005 N 5),
рассмотрев 15.03.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 06.10.2004 по делу N А66-5604/2004 (судья Ильина В.Е.),
установил:
Администрация города Вышнего Волочка (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Тверской области с заявлением (с учетом его уточнения) о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Тверской области, правопреемником которой является Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 3 по Тверской области (далее - Инспекция), от 30.03.2004 N 441 в части доначисления 13 208 руб. налога на доходы физических лиц, начисления 4466 руб. 99 коп. пеней и взыскания 3292 руб. штрафов на основании статьи 123 и пункта 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Решением суда от 06.10.2004 заявленные Администрацией требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение от 06.10.2004, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Податель жалобы считает, что установленные местными органами самоуправления доплаты к пенсиям муниципальных служащих и почетным гражданам города законодательством Российской Федерации не отнесены к государственными пенсиям и, следовательно, подлежат налогообложению. Кроме того, по мнению Инспекции, Администрация является источником выплаты дохода лицам, получающим названные доплаты, а потому признается налоговым агентом по отношению к таким лицам, в связи с чем обязана в соответствии с пунктом 2 статьи 230 НК РФ представлять в налоговый орган сведения об их доходах по утвержденной форме.
В отзыве на кассационную жалобу Администрация, считая доводы жалобы несостоятельными, просит оставить принятый по делу судебный акт без изменения. Кроме того, она направила в суд пояснения на кассационную жалобу налогового органа.
В судебном заседании представитель Инспекции заявил ходатайство о замене Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Тверской области на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 3 по Тверской области на основании приказа Федеральной налоговой службы от 12.11.04 N САЭ-3-15/120 о реорганизации налоговых органов и поддержал доводы жалобы, а представитель Администрации - доводы отзыва и пояснений по делу.
Кассационная инстанция удовлетворила ходатайство представителя Инспекции о замене налогового органа.
Управление Федеральной налоговой службы по Тверской области о времени и месте слушания дела извещено надлежащим образом, однако представитель в суд не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность решения суда от 06.10.2004 проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция считает, что решение суда подлежит оставлению в силе, а мотивировочная часть судебного акта - изменению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Инспекция провела выездную налоговую проверку соблюдения Администрацией налогового законодательства: правильности исчисления, удержания, полноты и своевременности перечисления в бюджет подоходного налога и налога на доходы физических лиц за период с 01.01.2000 по 01.12.2003, в ходе которой сделала вывод о том, что налоговый агент не исчислил, не удержал и не перечислил в бюджет налог на доходы физических лиц с ежемесячных доплат к государственной пенсии, выплачиваемых муниципальным служащим, и надбавок к пенсии, выплачиваемых почетным гражданам города за счет средств местного бюджета. Кроме того, по мнению налогового органа, Администрация неправомерно не представила в установленный срок справки о доходах этих физических лиц по форме N 2-НДФЛ за 2001-2002 годы.
По результатам проверки Инспекция составила акт от 02.03.2004 N 206 и приняла решение от 30.03.2004 N 441 о привлечении налогового агента к ответственности в виде взыскания 3127 руб. штрафа на основании статьи 123 НК РФ, доначислении 15 634 руб. неудержанного налога и начислении 7134 руб. пеней за просрочку уплаты названного налога. Кроме того, Администрация привлечена к ответственности в виде взыскания 4350 руб. штрафа на основании пункта 1 статьи 126 НК РФ.
Налоговый агент не согласился с принятым Инспекцией решением и обратился с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя в обжалуемой части требования заявителя, суд первой инстанции исходил из того, что доплаты к государственным пенсиям, установленные муниципальным служащим и почетным гражданам города законодательными актами субъекта Российской Федерации и представительных органов местного самоуправления, не подлежат налогообложению в соответствии с пунктом 1 статьи 217 НК РФ.
Кассационная инстанция считает этот вывод суда ошибочным.
Согласно пункту 1 статьи 217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством.
Как следует из статьи 4 Федерального закона от 31.07.95 N 119-ФЗ "Об основах государственной службы в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 119-ФЗ) законодательство Российской Федерации о государственной службе состоит из Конституции Российской Федерации, названного Федерального закона, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конституций, уставов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 5 статьи 15 Федерального закона N 119-ФЗ федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены и иные гарантии.
Статьей 18 Федерального закона от 08.01.98 N 8-ФЗ "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" (далее - Закон N 8-ФЗ) установлено, что на муниципального служащего в области пенсионного обеспечения в полном объеме распространяются права государственного служащего в Российской Федерации, устанавливаемые федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "пунктом "б" статьи 15" следует читать "подпунктом "б" пункта 1 статьи 15"
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 15 названного Закона и пунктом "б" статьи 15 Закона Тверской области от 27.02.97 N 53 "О муниципальной службе в Тверской области" муниципальному служащему гарантируется денежное содержание и иные выплаты.
Пунктом 5 Положения о порядке установления и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии муниципальным служащим города Вышнего Волочка, утвержденного решением Вышневолоцкой городской Думой от 11.06.2002 N 157 предусмотрено, что ежемесячная доплата к пенсии устанавливается за счет средств муниципального образования при наличии стажа муниципальной службы не менее 12 лет 6 месяцев у мужчин и 10 лет у женщин.
Положением о звании "Почетный гражданин города Вышнего Волочка" утвержденным решением Вышневолоцкой городской Думы от 25.02.97 N 24, установлено, что почетные граждане города имеют право на ежемесячную надбавку к пенсии в размере минимальной заработной платы.
Таким образом, по мнению суда первой инстанции, из приведенных норм следует, что доплаты к пенсиям муниципальным служащим и почетным гражданам города установлены законодательством субъекта Российской Федерации в соответствии с положениями федерального законодательства и производились на условиях и в порядке, определенных представительными органами местного самоуправления, а следовательно, относятся к иным выплатам, предусмотренным пунктом 1 статьи 217 НК РФ.
Однако в законодательстве о налогах и сборах и в иных актах законодательства не содержится определение понятия "иные выплаты". Поэтому в данном случае следует исходить из их целевого назначения - доплаты к государственным пенсиям.
Согласно пункту 1 статьи 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в названном Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации.
Налоговым кодексом Российской Федерации понятие "иные выплаты" употребляется в значении, вытекающем из системного толкования соответствующих норм налогового, трудового права и пенсионного законодательства (статьи 217 и 238, определяющие доходы и суммы, не подлежащие налогообложению).
Правовые основы организации муниципальной службы Российской Федерации определены Законом N 8-ФЗ.
Статьей 15 названного Закона установлены гарантии для муниципального служащего, но компенсационные выплаты в виде ежемесячной доплаты к государственной пенсии названным служащим не предусмотрены.
Федеральным законом от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" определен порядок назначения и виды пенсии, которыми также не предусмотрены ежемесячные доплаты к пенсии.
Следовательно, дополнительные выплаты, установленные законами субъектов Российской Федерации либо представительными органами местного самоуправления в виде ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления, а также надбавок за звание почетного гражданина города не подпадают под действие пункта 1 статьи 217 НК РФ и подлежат налогообложению на общих основаниях.
В то же время налоговый орган неправомерно привлек Администрацию к ответственности на основании статей 123 и 126 НК РФ. В данном случае мэр города Вышнего Волочка издал распоряжения о начислении спорных выплат конкретным гражданам, уже не состоявшим в момент подписания распоряжений в трудовых отношениях с Администрацией, а также лицам, с которыми трудовые отношения отсутствовали. Более того, реализация названных распоряжений поручена отделу социальной защиты Администрации, являющейся самостоятельным юридическим лицом, а сами выплаты производились за счет средств местного бюджета. При таких обстоятельствах заявитель не является налоговым агентом в отношении лиц, которым назначены спорные выплаты, а следовательно, не обязан удерживать налог с доходов этих физических лиц и представлять в Инспекцию сведения о названных доходах.
При таких обстоятельствах оснований для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения жалобы Инспекции нет.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 06.10.2004 по делу N А66-5604/2004 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.Г. Кирейкова |
Л.Л. Никитушкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 марта 2005 г. N А66-5604/2004
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника