Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 14 марта 2005 г. N А05-9740/04-29
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Никитушкиной Л.Л., судей Асмыковича А.В., Кирейковой Г.Г.,
рассмотрев 14.03.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Архангельской области от 25.11.2004 по делу N А05-9740/04-29 (судья Никитин С.Н.),
установил:
Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, преобразованная в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 2 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - инспекция), обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о взыскании с государственного учреждения юстиции "Архангельский областной центр государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Учреждение) 150 руб. штрафа на основании пункта 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Решением суда от 25.11.2004 в удовлетворении требований отказано.
В апелляционном порядке дело не пересматривалось.
В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить судебный акт и принять по делу новое решение. По мнению подателя жалобы, Учреждение, являясь налоговым агентом, обязано "ежеквартально удерживать, перечислять и представлять декларации из расчета 3 руб. в месяц с граждан, проживающих на территории муниципального образования г. Коряжма". В налоговой декларации, представленной Учреждением "графа "по гражданам" не была заполнена, то есть, сумма сбора к уплате в бюджет отсутствовала". Таким образом, по мнению инспекции, "налогоплательщик (налоговый агент) не представил налоговому органу сведения, необходимые для осуществления налогового контроля, предусмотренные актами законодательства о налогах и сборах, что влечет за собой ответственность, предусмотренную пунктом 1 статьи 126 НК РФ".
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, инспекция направила в адрес Учреждения уведомление от 10.10.2003 (лист дела 28), согласно которому Учреждением не исполнена обязанность налогоплательщика, установленная статьей 23 НК РФ по представлению деклараций за 1 и 2 кварталы 2003 года по целевому сбору на содержание милиции, и предписание от 19.01.2005 N 02-11/602 (лист дела 12), в котором указала, что в ходе камеральной проверки Учреждения установлено неисполнение им обязанности налогоплательщика, установленной статьей 23 НК РФ по представлению в налоговый орган налоговых деклараций по целевому сбору на содержание милиции с физических лиц за 1, 2 и 3 кварталы 2003 года, что является налоговым правонарушением, ответственность за которое предусмотрена пунктами 1 и 2 статьи 119 НК РФ. Указанным предписанием инспекция потребовала устранить допущенные нарушения в 5-дневный срок с момента его получения и указала, что в случае неисполнения требования Учреждение будет привлечено к ответственности, предусмотренной статьей 126 НК РФ, в связи с чем пригласила его 02.02.2004 в инспекцию с декларациями и объяснениями.
Решением от 24.05.2004 N 02-10/1456 (лист дела 18), указав, что Учреждение не явилось для рассмотрения материалов камеральной проверки, хотя было извещено предписанием от 19.01.2004, инспекция привлекла Учреждение к ответственности за неисполнение налогоплательщиком обязанности, предусмотренной статьей 23 НК РФ за совершение налогового правонарушения, в виде взыскания штрафа в размере 150 руб. на основании пункта 1 статьи 126 НК РФ. Требованием от 24.05.2004 N 123 инспекция предложила Учреждению уплатить штраф в срок до 10.06.2004. В связи с неисполнением требования, инспекция обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требования.
Кассационная инстанция не находит оснований для отмены судебного акта.
Камеральной налоговой проверкой установлено невыполнение Учреждением обязанности, установленной статьей 23 НК РФ.
Статьей 23 НК РФ установлено, что налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Как следует из оспариваемого решения, в части непредставления декларации по целевому сбору на содержание милиции Учреждение привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ как налогоплательщик. При этом Инспекция ссылается на абзац 2 пункта 4.2 Положения о целевом сборе на содержание милиции, принятого решением Коряжемской Городской Думы от 29.11.2001 N 91 (далее - Положение N 91), которым предусмотрена обязанность налоговых агентов - организаций представлять декларации по данному сбору в сроки, установленные для представления бухгалтерских отчетов и балансов.
Пунктом 1 статьи 126 НК РФ предусмотрена ответственность за непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и иными актами законодательства о налогах и сборах.
Статьей 24 НК РФ установлено, что налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию с налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налогов.
Таким образом, не представляется возможным установить нарушение какой обязанности и кем (налогоплательщиком или налоговым агентом) вменяется Учреждению налоговым органом, что не соответствует статье 101 НК РФ, поскольку инспекция в решении о привлечении к ответственности указывает на неисполнение Учреждением обязанности налогоплательщика, установленной ст. 23 НК РФ, и в то же время делает вывод о том, что Учреждение не исполнило требования Положения N 91 как налоговый агент. Декларация по целевому сбору на содержание милиции (приложение N 1 к Положению N 91) является декларацией налогоплательщика.
Кроме того, Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрена обязанность налоговых агентов по исчислению и удержанию сбора на содержание милиции с физических лиц, а также представление налоговыми агентами деклараций.
Так же следует отметить, что инспекцией пропущен шестимесячный срок для обращения в суд с заявлением о взыскании штрафа, установленный статьей 115 НК РФ, который исчисляется со дня обнаружения налогового правонарушения.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 25.11.2204 по делу N А05-9740/04-29 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 2 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Л. Никитушкина |
Г.Г. Кирейкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 марта 2005 г. N А05-9740/04-29
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника