Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 14 марта 2005 г. N А13-14202/04-20
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кирилловой И.И., судей Афанасьева С.В. и Кустова А.А.,
рассмотрев 14.03.05 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Вологодской области от 12.12.04 по делу N А13-14202/04-20 (судья Романова А.В.),
установил:
Открытое акционерное общество "Вологдаэнерго" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Вологодской области (далее - Минфин), Управлению федерального казначейства Минфина по Вологодской области (далее - Управление) о взыскании 45.445 руб. 91 коп. компенсации в связи с предоставлением льгот по оплате электроэнергии в период с марта по декабрь 2003 года гражданам Верховажского района Вологодской области на основании Указа Президента Российской Федерации от 05.05.92 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" (далее - Указ N 431).
Решением от 12.12.04 с Минфина за счет казны Российской Федерации в пользу Общества взыскано 45.445 руб. 91 коп., в иске к Управлению отказано.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения не проверялись.
В кассационной жалобе Минфин, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение, отказав в иске к Минфину.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "от 29.06.92 N 51/1-2359-18" следует читать "от 29.06.92 NN 51, 1-2359-18"
По мнению подателя жалобы, исковые требования за период с 01.03.03 по 05.04.03 подлежат удовлетворению за счет средств бюджета Верховажского муниципального района в соответствии с пунктом 2 совместного письма Минфина и Министерства социальной защиты населения Российской Федерации (далее - Минсоцзащиты) от 29.06.92 N 51/1-2359-18 (далее - Письмо N 51/1-2359-18), поскольку оно признано недействующим решением Верховного Суда Российской Федерации позже - только 26.03.03; в остальной части иск подлежит удовлетворению за счет средств бюджета Вологодской области на основании постановления Администрации Вологодской области от 01.07.92 N 325 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" (далее - Постановление N 325).
Общество и Управление извещены о времени и месте рассмотрения дела, но представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Проверив законность обжалуемого решения, кассационная инстанция не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела, Общество в период с марта по декабрь 2003 года в соответствии с Указом N 431 при взимании платы за электроэнергию учитывало льготу, предусмотренную для многодетных семей, проживающих на территории Верховажского муниципального района, в связи с чем понесло расходы в сумме 45.445 руб. 91 коп.
Поскольку указанные расходы по предоставлению льгот в заявленный период не были возмещены Обществу, оно обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Факт предоставления льгот и размер понесенных в связи с этим расходов установлены судом, подтверждаются имеющимися в деле доказательствами и ответчиками не оспариваются.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1, пунктом 3 Указа N 431 правительствам республик в составе Российской Федерации, органам исполнительной власти краев, областей, автономных республик, городов Москвы и Санкт-Петербурга поручено установить для многодетных семей скидку в размере не ниже 30% установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а Минфину совместно с Минсоцзащиты - в месячный срок разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных Указом.
Во исполнение Указа N 431 Администрацией Вологодской области принято Постановление N 325, которым установлены критерии отнесения семей к категории многодетных и доведены до сведения установленные Указом N 431 льготы и меры социальной поддержки многодетных семей.
Согласно пункту 2 Письма N 51/1-2359-18, принятого во исполнение Указа N 431, предоставление многодетным семьям скидок по оплате электроэнергии производится за счет местных бюджетов.
Порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных Указом N 431, разработаны не были.
Вступившим в законную силу решением Верховного суда Российской Федерации от 26.03.03 N ГКПИ 03-139 пункт 2 указанного письма признан недействующим.
В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации и пунктом 4 статьи 6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств.
Согласно статье 38 названного закона увеличение расходов или уменьшение доходов органов местного самоуправления, возникшее в результате решений, принятых федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, компенсируется органами, принявшими решения. Размер компенсации определяется одновременно с принятием соответствующего решения. Решения органов государственной власти, влекущие дополнительные расходы органов местного самоуправления, реализуются органами местного самоуправления в пределах переданных им в качестве компенсации средств.
Поскольку вопрос о распределении соответствующих расходов между бюджетами всех уровней до настоящего времени не урегулирован, затраты на оказание услуг льготным категориям граждан, предусмотренным пунктом 1 Указа N 431, должны возмещаться за счет средств федерального бюджета.
Правильно указав, что пункт 2 Письма N 51/1-2359-18 противоречит федеральным законам и нарушает права органов местного самоуправления, а потому в силу части пятой статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежит применению независимо от признания его недействительным в судебном порядке, суд первой инстанции правомерно отклонил доводы Минфина о том, что исковые требования за период с 01.03.03 по 05.04.03 подлежат удовлетворению за счет средств бюджета Верховажского муниципального района.
Также правомерно судом первой инстанции отказано в иске и к Управлению.
Довод подателя жалобы о том, что администрация Вологодской области Постановлением N 325 приняла на себя обязательства по финансированию рассматриваемой льготы, необоснован: указанный нормативный акт не устанавливает обязательств Вологодской области по финансированию расходов по исполнение Указа N 431.
Поскольку обжалуемое решение принято с соблюдением норм материального и процессуального права, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 12.12.04 по делу N А13-14202/04-20 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.И. Кириллова |
А.А. Кустов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 марта 2005 г. N А13-14202/04-20
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника