Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 27 апреля 2001 г. N А05-9050/00-424/16
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Хохлова Д.В., судей Бухарцева С.Н., Почечуева И.П., при участии от Архангельской таможни Лепехи К.В. (доверенность от 11.01.99),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного таможенного комитета Российской Федерации и Архангельской таможни на решение от 15.12.2000 (судья Искусов В.Ф.) и постановление апелляционной инстанции от 22.02.2001 (судьи Волков Н.А., Бекарова Е.И., Шашков А.Х.) Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-9050/00-424/16,
установил:
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Архэнерго" (далее - ОАО "Архэнерго") обратилось с иском к Архангельской таможне, Государственному таможенному комитету, Управлению Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Архангельской области (далее - УФК) и Российской Федерации в лице Министерства финансов (далее - Минфин РФ) о взыскании 155 руб. 06 коп. убытков, связанных с предоставлением 50-процентной скидки в оплате за тепло и электроэнергию должностному лицу таможенных органов.
Решением суда от 15.12.2000 исковые требования удовлетворены с Государственного таможенного комитета Российской Федерации (далее - ГТК), со ссылкой на пункт 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) и статью 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), взысканы 155 руб. 06 коп.
Постановлением апелляционной инстанции от 22.02.2001 решение суда от 15.12.2000 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ГТК просит отменить судебные акты в связи с допущенными судом нарушениями норм материального и процессуального права.
В судебном заседании представитель Архангельской таможни поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
ОАО "Архэнерго", УФК и Минфин РФ, извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа считает, что судебные акты подлежат изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, по решению Октябрьского районного суда города Архангельска от 04.10.2000 с ОАО "Архэнерго" в пользу работника таможенной службы Зинзинова Д.В. взыскано 155 руб. 06 коп. излишне уплаченных денежных средств за электроэнергию за период с 26.01.98 по 25.08.2000 со ссылкой на статьи 434 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) и 46 Федерального закона Российской Федерации "О службе в таможенных органах Российской Федерации". Решение суда вступило в законную силу.
В силу статьи 455 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенные органы Российской Федерации несут ответственность за убытки или вред, причиненные лицам и их имуществу вследствие своих неправомерных решений, действий или бездействия, а равно неправомерных решений, действий или бездействия своих должностных лиц и иных работников при исполнении ими служебных или трудовых обязанностей.
Убытки или вред возмещаются на общих основаниях в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Вред, причиненный правомерными действиями, возмещению не подлежит.
Неправомерными признаются решения, действия, бездействие, противоречащие предписаниям действующего законодательства (законов и иных нормативных актов любого уровня).
По мнению суда кассационной инстанции, суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, не учел, что ответственность за вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконных действий государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления (ст. 1069 ГК РФ), наступает на общих основаниях деликтной ответственности, для которой необходимо наличие состава правонарушения, включающего наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда, причинную связь между двумя первыми элементами и вину причинителя вреда.
Удовлетворяя исковые требования, суд не указал, в чем заключается неправомерность действий ответчика.
Поскольку в действиях должностных лиц Государственного таможенного комитета отсутствует состав правонарушения, то отсутствуют основания для взыскания с него убытков. Следовательно, решение суда и постановление апелляционной инстанции подлежат изменению.
В соответствии со статьей 59 Федерального закона Российской Федерации "О службе в таможенных органах Российской Федерации" финансирование таможенных органов Российской Федерации, включая и финансирование расходов коммунальных служб по предоставлению сотрудникам таможенных органов названной 50% скидки, производится за счет источников, установленных таможенным законодательством Российской Федерации и предусмотренных федеральным бюджетом.
Согласно пункту 10 статьи 158 БК РФ главный распорядитель средств федерального бюджета выступает в суде от имени казны Российской Федерации по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) соответствующих должностных лиц и органов, по ведомственной принадлежности; по искам подведомственных предприятий и учреждений, предъявляемых в порядке субсидиарной ответственности.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.98 N 273 "Об утверждении Положения о Министерстве финансов Российской Федерации" в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 18.06.99 N 643 Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.
Из письма Министерства финансов Российской Федерации от 09.04.99 N 10-06-02 следует, что на 1999 год Правительством Российской Федерации не приняты нормативные акты, определяющие источники финансирования и порядок возмещения расходов, связанных с реализацией социальных гарантий, льгот и компенсаций для должностных лиц таможенных органов. Соответствующие средства из федерального бюджета Государственному таможенному комитету РФ не выделены на 1998 - 2000 годы.
При таких обстоятельствах расходы ОАО "Архэнерго", связанные с предоставлением льготы работнику таможенных органов по оплате электрической энергии, взысканные решением Октябрьского районного суда города Архангельска от 04.10.2000, подлежат возмещению за счет средств федерального бюджета с возложением обязанности по их выплате на Министерство финансов Российской Федерации как орган, осуществляющий обеспечение исполнения федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 174 и 175 (пункт 4) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 15.12.2000 и постановление апелляционной инстанции от 22.02.2001 Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-9050/00-424/16 изменить.
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет федерального бюджета Российской Федерации в пользу акционерного общества открытого типа "Архэнерго" 155 руб. 06 коп. убытков.
Председательствующий |
Д.В. Хохлов |
И.П. Почечуев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 апреля 2001 г. N А05-9050/00-424/16
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника