Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 16 марта 2005 г. N А05-22293/04-29
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Блиновой Л.В. и Малышевой Н.Н., при участии от открытого акционерного общества "Архангельский траловый флот" Поспелова С.М. (доверенность от 05.01.2005),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску на решение Арбитражного суда Архангельской области от 10.12.2004 по делу N А05-22293/04-29 (судья Никитин С.Н.),
установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Архангельская база тралового флота", правопреемником которого является открытое акционерное общество "Архангельский траловый флот", (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительными решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску, правопреемником которой является Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Архангельску, (далее - налоговая инспекция) от 14.10.2004 N 17-23/24735, требования N 17-23/10709 об уплате налога по состоянию на 13.10.2004 и требования N 17-23/10317 об уплате налога по состоянию на 21.09.2004.
Решением суда первой инстанции от 10.12.2004 заявленные Обществом требования удовлетворены полностью.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, просит отменить обжалуемое решение суда и принять по данному делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных налогоплательщиком требований. По мнению подателя жалобы, Общество необоснованно воспользовалось правом на применение ставки по единому социальному налогу в размере 26,1 процента, поскольку не относится к сельскохозяйственным товаропроизводителям. Налоговый орган утверждает, что Федеральным законом от 14.07.97 N 100-ФЗ "О государственном регулировании агропромышленного производства" добыча рыбы не отнесена к производству сельскохозяйственной продукции. В то же время предприятия, занимающиеся выловом рыбы, зарегистрированные как сельскохозяйственные производственные кооперативы (рыболовецкие артели), Общероссийским классификатором "Отрасли народного хозяйства" отнесены к предприятиям отрасли сельского хозяйства, а вылов рыбы и других биоресурсов названными организациями (рыболовецкими артелями, колхозами) Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93 включен в группу "Сельское хозяйство". На этом основании налоговая инспекция считает, что пункт 1 статьи 241 НК РФ предусматривает возможность применения ставки 26,1 процента только рыболовецкими артелями и колхозами. Организации, имеющие иную организационно-правовую форму и осуществляющие лов рыбы, не имеют права использовать указанную пониженную ставку налога.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит отставить обжалуемое решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным.
Налоговая инспекция о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, однако представители в суд не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, налоговая инспекция в ходе камеральной проверки представленных Обществом в августе 2004 года уточненных расчетов авансовых платежей по единому социальному налогу за 2001 год сделала вывод о неправомерном применении налогоплательщиком ставки 26,1 процента по единому социальному налогу, установленной пунктом 1 статьи 241 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) для сельскохозяйственных товаропроизводителей. По мнению налогового органа, в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 08.12.95 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются физические или юридические лица, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, которая составляет в стоимостном выражении более 50 процентов общего объема производимой продукции, в том числе рыболовецкая артель (колхоз), производство сельскохозяйственной (рыбной) продукции и объем вылова водных биоресурсов в которой составляет в стоимостном выражении более 70 процентов общего объема производимой продукции. На этом основании налоговая инспекция считает, что право на использование ставки 26,1 процента имеет предприятие, являющееся согласно учредительным документам рыболовецкой артелью или колхозом. Иные организации, осуществляющие лов рыбы не вправе использовать пониженную ставку по единому социальному налогу.
По результатам проверки налоговым органом составлен акт от 21.09.2004 N 17-23/1460 и с учетом представленных Обществом возражений принято решение от 14.10.2004 N 17-23/24735 о доначислении 30 891 350,27 руб. единого социального налога за 2001 год.
Общество, считая решение налоговой инспекции незаконным, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил требования заявителя и кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает решение суда законным и обоснованным.
Общество является плательщиком единого социального налога на основании статьи 235 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 241 НК РФ (в редакции действующей в 2001 году) для налогоплательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 235 НК РФ, за исключением выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств, применяется ставка единого социального налога в размере 35,6 процента, тогда как для выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств, применяется ставка единого социального налога в размере 26,1 процента.
При отнесении продукции к сельскохозяйственной подлежит применению Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93, утвержденный постановлением Госстандарта Российской Федерации от 30.12.93 N 301 (коды 97 0000 "Продукция растениеводства сельского и лесного хозяйства" и 98 0000 "Продукция животноводства").
В абзаце 7 статьи 1 Федерального закона от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" приведено понятие "сельскохозяйственный товаропроизводитель", которым признается физическое или юридическое лицо, осуществляющее производство сельскохозяйственной продукции, которая составляет в стоимостном выражении более 50 процентов общего объема производимой продукции, в том числе рыболовецкая артель (колхоз), производство сельскохозяйственной (рыбной) продукции и объем вылова водных биоресурсов в которой составляет в стоимостном выражении более 70 процентов общего объема производимой продукции.
Как указано в статье 1 Федерального закона от 14.07.97 N 100-ФЗ "О государственном регулировании агропромышленного производства", подлежащего применению в соответствии с пунктом 1 статьи 11 НК РФ, рыба и морепродукты отнесены к сельскохозяйственной продукции, что соответствует и ОК 005-93, в соответствии с которым к продукции животноводства относится продукция, указанная под кодами 98 9930 "Продукция рыбная, вылов рыбы и других водных биоресурсов рыболовецкими артелями (колхозами)" и 98 9934 "Вылов рыбы и других водных биоресурсов".
Следовательно, поскольку вылов рыбы и других биоресурсов отнесен к сельскохозяйственной продукции, а в пункте 1 статьи 241 НК РФ право применения ставки по единому социальному налогу в размере 26,1 процента не поставлено в зависимость от организационно-правовой формы организации-налогоплательщика, суд первой инстанции установив, что Общество в проверяемый период осуществляло вылов, переработку и реализацию рыбы и морепродуктов, то есть сельскохозяйственной продукции, которая составляла более 70 процентов от общего объема производимой продукции, пришел к правильному выводу о законном применении Обществом льготной налоговой ставки.
Этот вывод суда подтверждается материалами дела.
Кассационной инстанцией отклоняется довод налогового органа об отсутствии у налогоплательщика права использовать ставку по единому социальному налогу в размере 26,1 процента, поскольку он не является рыболовецкой артелью (колхозом). Эта позиция налоговой инспекции не соответствует положениям абзаца 2 пункта 1 статьи 241 НК РФ, которыми применение пониженной ставки по единому социальному налогу предоставлено организациям, занятым в производстве сельскохозяйственной продукции, независимо от их организационно-правовой формы.
Подлежит отклонению, по мнению суда кассационной инстанции, ссылка налоговой инспекции на статью 346.2 главы 26.1 "Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)" Налогового кодекса Российской Федерации, которая введена в действие Федеральным законом от 29.12.2001 N 187-ФЗ и вступила в силу с 01.01.2002. В статье 346.2 названной главы Кодекса указано, что приведенное в ней понятие сельскохозяйственных товаропроизводителей применяется в целях главы 26.1 НК РФ.
Учитывая изложенное, Общество правомерно заявило о применении в 2001 году ставки 26,1 процента по единому социальному налогу, а потому оспариваемое решение налоговой инспекции правомерно признано судом первой инстанции недействительным, как принятое с нарушением норм налогового законодательства.
Правовых оснований для отмены решения суда у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 10.12.2004 по делу N А05-22293/04-29 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Г. Кузнецова |
Н.Н. Малышева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 марта 2005 г. N А05-22293/04-29
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника