Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 16 марта 2005 г. N А05-23933/04-20
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Блиновой Л.В. и Малышевой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску на решение Арбитражного суда Архангельской области от 14.12.2004 по делу N А05-23933/04-20 (судья Калашникова В.А.),
установил:
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску, правопреемником которой является Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Архангельску, (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о взыскании с Совместного Российско-Белорусского предприятия Общество с ограниченной ответственностью "Холод-Сервис" (далее - Общество) 100 руб. штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), за непредставление в установленный срок расчета за 1-й квартал 2004 год по сбору за использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний (далее - сбор за использование наименований "Россия").
Решением суда первой инстанции от 14.12.2004 в удовлетворении заявленного налоговой инспекцией требования отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить обжалуемое решение суда и удовлетворить заявленное требование о взыскании штрафа. Податель жалобы считает незаконным принятое судом решение, поскольку сроки представления расчетов по сбору за использование наименований "Россия" установлены в Инструкции Министерства по налогам и сборам Российской Федерации от 29.06.2000 N 63 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет сбора за использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний" (далее - Инструкция N 63), которая, как считает налоговый орган, в силу статьи 4 НК РФ относится к законодательству о налогах и сборах.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, поэтому дело рассмотрено в их отсутствие.
Проверив законность обжалуемого решения суда, кассационной инстанцией установлено следующее.
При проведении камеральной проверки представленного Обществом расчета суммы сбора за использование наименований "Россия" за 1-й квартал 2004 года налоговая инспекция установила нарушение налогоплательщиком срока представления названного расчета, который установлен в пункте 8 раздела 3 Инструкции N 63. При сроке представления расчета суммы сбора за использование наименований "Россия" до 20 числа месяца, следующего за последним месяцем истекшего квартала (в данном случае 20.04.2004), Общество направило расчет 28 апреля 2004 года (согласно имеющейся в материалах дела копии конверта), то есть с просрочкой.
По результатам проверки налоговым органом составлен акт от 15.06.2004 N 17-23/1964к и принято решение от 20.08.2004 N 17-23/19052 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 119 НК РФ в виде взыскания 100 руб. штрафа. На основании решения Обществу направлено требование от 20.08.2004 N 17-23/9894 об уплате штрафа в десятидневный срок с момента получения требования.
Поскольку требование о добровольной уплате штрафа налогоплательщиком не исполнено, налоговая инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании штрафа в принудительном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд сослался на неправомерное применение к Обществу ответственности, предусмотренной статьей 119 НК РФ за несвоевременное представление расчета суммы сбора за использование наименований "Россия", поскольку Законом Российской Федерации от 02.04.93 N 4737-1 "О сборе за использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний" (далее - Закон N 4737-1) срок представления названного расчета не установлен.
Кассационная инстанция считает такое решение суда законным и обоснованным.
В соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 80 НК РФ налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В пункте 6 статьи 80 НК РФ указано, что налоговая декларация представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.
За непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации статьей 119 НК РФ установлена ответственность в виде взыскания штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 руб.
В случае непредставления налогоплательщиком налоговой декларации в течение более чем 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации, предусмотрено взыскание штрафа в размере 30 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня.
Обязанность подачи налоговой декларации, а также порядок и сроки ее представления по конкретному налогу должны быть установлены непосредственно Налоговым кодексом Российской Федерации или законом. Если эти позиции устанавливаются различного рода ведомственными актами, то нарушение сроков подачи налоговой декларации не может быть основанием для привлечения налогоплательщика к ответственности по статье 119 НК РФ. На это указано Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 10.07.2003 N 316-О. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации налоги могут считаться законно установленными лишь при условии, что в законе четко определены объекты налогообложения, налогооблагаемая база, суммы налоговых платежей, категории налогоплательщиков и иные существенные элементы налоговых обязательств, и только при соблюдении указанного условия на налогоплательщика может быть возложена закрепленная статьей 57 Конституции Российской Федерации обязанность и, следовательно, ответственность за ее неисполнение.
Налоговые декларации (которые не входят в перечень обязательных элементов налогообложения) представляются в налоговый орган по тем налогам, которые налогоплательщики обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах (подпункт 4 пункта 1 статьи 23 НК РФ). Из этого следует, что ответственность за непредставление налоговой декларации не может наступать, если соответствующая обязанность не предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Согласно пункту 1 статьи 1 НК РФ законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
Как указано в пункте 6 статьи 1 НК РФ под понятие "законодательство о налогах и сборах", используемое в Налоговом кодексе Российской Федерации, подпадают перечисленные в статье 1 НК РФ законы и другие нормативные правовые акты: Налоговый кодекс Российской Федерации и принятые с соответствии с ним законы субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах.
В соответствии со статьей 1 Закона N 4737-1 Общество является плательщиком сбора за использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний. Согласно статье 3 Закона N 4737-1 налогоплательщик должен ежеквартально уплачивать сбор из прибыли (дохода), остающейся в его распоряжении, исходя из фактически полученной выручки от реализованной продукции (выполненных работ, предоставленных услуг) в срок до 20 числа месяца, следующего за последним месяцем истекшего квартала. При этом Законом N 4737-1 не установлены ни обязанность налогоплательщиков представлять в налоговые органы декларации (расчеты по данному налогу), ни сроки их представления.
Срок представления расчета сумм сбора за использование наименований "Россия" определен только Инструкцией N 63, утвержденной Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 29.06.2000 N БГ-3-02/246.
Между тем, согласно статье 4 НК РФ, Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, Министерство финансов Российской Федерации, Государственный таможенный комитет Российской Федерации, органы государственных внебюджетных фондов издают обязательные для своих подразделений приказы, инструкции и методические указания по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не относятся к актам законодательства о налогах и сборах (пункт 2) и которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах (пункт 1). Эти положения не могут рассматриваться как содержащие основания для издания актов, допускающих ограничение прав или возлагающих на налогоплательщиков дополнительные обязанности по сравнению с тем, как они определены законом.
Учитывая изложенное, применение к Обществу ответственности, предусмотренной статьей 119 НК РФ за непредставление им налоговой декларации (расчета) по сбору за использование наименований "Россия", является неправомерным.
Правовых оснований для отмены принятого судом первой инстанции решения не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 14.12.2004 по делу N А05-23933/04-20 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Г. Кузнецова |
Н.Н. Малышева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 марта 2005 г. N А05-23933/04-20
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника