Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 30 мая 2001 г. N А44-2911/00-С9
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Никитушкиной Л.Л., Троицкой Н.В.,
при участии от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Великому Новгороду Лариной В.В. (доверенность от 29.05.2001 N 7715), Поляковой Н.В. (доверенность от 21.08.2000 N 13766),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общественной организации инвалидов "Пилигрим" на решение от 26.01.2001 (судья Куропова Л.А.) и постановление апелляционной инстанции от 28.03.2001 (судьи Духнов В.П., Дегтев А.В., Ларина И.Г.) Арбитражного суда Новгородской области по делу N А44-2911/00-С9,
установил:
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Великому Новгороду (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Новгородской области с иском о взыскании с общественной организации инвалидов "Пилигрим" (далее - ООИ "Пилигрим") 2 589 рублей штрафных санкций.
Решением суда от 26.01.2001 исковые требований удовлетворены частично: взысканы штрафные санкции в сумме 1 670 рублей, в остальной части иска отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 28.03.2001 решение суда изменено: размер штрафных санкций уменьшен до 1 488 рублей, в остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе ООИ "Пилигрим" просит отменить решение и постановление суда в части взыскания штрафных санкций, указывая на то, что он обоснованно применял льготу, предусмотренную подпунктом "х" пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость". Также полагает, что налоговой инспекцией нарушен срок обращения в суд.
В судебном заседании представители налоговой инспекции просили оставить постановление апелляционной инстанции без изменения.
ООИ "Пилигрим" о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, его представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения и постановления проверена в кассационном порядке.
Как усматривается из материалов дела, налоговая инспекция провела проверку соблюдения налогового законодательства ООИ "Пилигрим" за период с 28.02.97 по 31.12.98, о чем составлен акт от 11.05.2000 N 02-13/174. По результатам проверки вынесено решение от 31.10.2000 N 02-13/174 о привлечении ООИ "Пилигрим" к ответственности за нарушения, предусмотренные пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", статьи 22 Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц".
В ходе проверки установлено, что ООИ "Пилигрим", являясь организацией инвалидов, применяло льготу по налогу на добавленную стоимость при реализации товаров по договору комиссии.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 3 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" объектами налогообложения являются обороты по реализации на территории Российской Федерации товаров, выполненных работ и оказанных услуг как собственного производства, так и приобретенных на стороне.
Пунктом 3 статьи 4 этого Закона предусмотрено, что у предприятий, занимающихся продажей и перепродажей товаров, в том числе по договору комиссии и поручениям, облагаемый оборот определяется на основе стоимости реализуемых товаров исходя из применяемых цен без включения в них налога на добавленную стоимость.
Согласно подпункту "ф" пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" от налога на добавленную стоимость освобождаются товары (работы, услуги), производимые и реализуемые общественными организациями инвалидов.
В подпункте "ф" пункта 12 Инструкции Госналогслужбы Российской Федерации от 11.10.95 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" указано, что под действие названного подпункта подпадают только товары (работы, услуги) собственного производства, реализуемые общественными организациями инвалидов. Инструкция в этой части не противоречит закону, а только разъясняет его смысл, в связи с чем нет оснований не применять эти нормы.
Как следует из акта проверки и подтверждено судами первой и апелляционной инстанций арбитражного суда, общество не включало в облагаемую налогом на добавленную стоимость базу суммы, полученные от реализации приобретенных товаров по договору комиссии, то есть имела место реализация товаров, производимых сторонними организациями.
ООИ "Пилигрим" в кассационной жалобе ссылается на право пользования льготой, предусмотренной подпунктом "х" пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость".
Однако предоставление льгот общественным организациям инвалидов следует отличать от предоставления различного вида льгот иным предприятиям, организациям, учреждениям, имеющим то или иное отношение к инвалидам, как это предусмотрено подпунктом "х" пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость", который в данном случае применен быть не может.
Таким образом, ООИ "Пилигрим" должно было уплачивать налог на добавленную стоимость с оборотов по реализации приобретенных товаров.
Однако решение налоговой инспекции следует считать недействительным в части привлечения ООИ "Пилигрим" к налоговой ответственности и наложении на него финансовых санкций по этому эпизоду.
В соответствии со статьей 109 Налогового кодекса Российской Федерации лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при отсутствии вины лица в его совершении.
Согласно статье 111 Налогового кодекса Российской Федерации обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения, признается выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных налоговым органом или другим уполномоченным государственным органом или должностными лицами в пределах их компетенции.
Из материалов дела усматривается, что ООИ "Пилигрим" выполняло разъяснения, данные в письмах Департамента налоговой политики Министерства финансов Российской Федерации от 30.04.98 N 04-03-05, от 16.01.98 N 04-03-11 и от 29.10.96 N 04-03-05.
Из содержания указанных писем следует, что торговая деятельность общественной организацией инвалидов может не облагаться налогом на добавленную стоимость.
Следовательно, решение и постановление суда в части взыскания штрафных санкций следует отменить и в удовлетворении исковых требований отказать.
Неправомерны доводы кассационной жалобы о том, что налоговая инспекция пропустила срок обращения в суд, предусмотренный статьей 115 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с этой статьей налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговых санкций не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта.
Из материалов дела следует, что акт был составлен 11.05.2000, в суд с иском налоговая инспекция обратилась 10.11.2000, то есть в пределах установленного срока.
Суд кассационной инстанции проверил также законность постановление апелляционной инстанции в части, не являющейся предметом кассационного обжалования. В этой части постановление соответствует нормам материального и процессуального права.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 174 и пунктом 2 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление апелляционной инстанции от 28.03.2001 Арбитражного суда Новгородской области по делу N А44-2911/00-С9 отменить в части взыскания с общественной организации инвалидов "Пилигрим" 1488 рублей штрафных санкций.
В удовлетворении исковых требований Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Великому Новгороду отказать.
В остальной части постановление суда оставить без изменения.
Председательствующий |
Т.В. Клирикова |
Н.В. Троицкая
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 мая 2001 г. N А44-2911/00-С9
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника