Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 30 мая 2001 г. N А56-1908/01
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Никитушкиной Л.Л., Троицкой Н.В.,
при участии от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Всеволожскому району Ленинградской области Костаревой И.Ю. (доверенность от 03.01.2001 N 15-213231),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Всеволожскому району Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.02.2001 по делу N А56-1908/01 (судья Малышева Н.Н.),
установил:
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Всеволожскому району Ленинградской области (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Балт-Транс" (далее - ООО "Балт-Транс") 31 528 рублей штрафных санкций за неполную уплату налогов на добавленную стоимость, на прибыль и на имущество и за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения.
Решением суда от 21.02.2001 исковые требования удовлетворены частично: взысканы штрафные санкции в сумме 532 рублей. В остальной части иска отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда, указывая на то, что ответчиком неправомерно предъявлен к возмещению из бюджета налог на добавленную стоимость, уплаченный таможенным органам по ввезенным арендованным транспортным средствам.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
ООО "Балт-Транс" о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, его представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения проверена в кассационном порядке.
Как усматривается из материалов дела, налоговая инспекция провела проверку соблюдения налогового законодательства ООО "Балт-Транс" за период с 28.01.99 по 31.12.99, о чем составлен акт от 30.06.2000 N 02-01-487. По результатам проверки вынесено решение от 26.07.2000 N 02-01-9778 о привлечении ООО "Балт-Транс" к ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных пунктом 1 статьи 122 и пунктом 2 статьи 120 Налогового кодекса Российской Федерации, доначислении налогов на добавленную стоимость, на прибыль и на имущество с соответствующими пенями. Решением Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинградской области от 29.08.2000 N 05-06/5424 уменьшены суммы налога на прибыль, соответствующих пеней и штрафных санкций, исключен налог на имущество, пени и штрафные санкции по этому налогу.
В ходе проверки установлено, что ООО "Балт-Транс" в 1999 году предъявлял к возмещению из бюджета налог на добавленную стоимость, уплаченный таможенным органам по автотранспортным средствам, ввезенным на территорию России на основании договора аренды в режиме временного ввоза.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона Российской Федерации от 06.12.91 "О налоге на добавленную стоимость" сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая внесению в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги), и суммами налога, фактически уплаченными поставщикам за материальные ресурсы (работы, услуги), стоимость которых относится на издержки производства и обращения. При этом суммы налога, уплаченные при приобретении основных средств, в полном объеме вычитаются из сумм налога, подлежащих внесению в бюджет, в момент принятия на учет основных средств.
Согласно подпункту "б" пункта 1 статьи 3 вышеуказанного Закона товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, облагаются налогом на добавленную стоимость в соответствии с таможенными режимами, установленными таможенным законодательством.
Одним из обязательных условий предъявления налога на добавленную стоимость к возмещению из бюджета является его уплата при приобретении основных средств. Арендованные средства, при ввозе которых истец уплачивал на таможне налог на добавленную стоимость, истцом не приобретались, договором долгосрочной аренды переход права собственности к истцу - арендатору на полученные в аренду основные средства предусмотрен не был.
Законодатель связывает принадлежность имущества, принимаемого на учет, с правом собственности.
Пунктом 41 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 26.12.94 N 170 (далее - Положение), к основным средствам отнесены не только здания, сооружения, оборудование и т.д., но и капитальные вложения в арендованные здания, сооружения, оборудование. Основные средства отражаются в бухгалтерском учете и отчетности по первоначальной стоимости, то есть по фактическим затратам их приобретения, сооружения и изготовления. Стоимость основных средств организации погашается путем начисления износа (амортизационной стоимости) и списания на издержки производства (обращения) в течение нормативного срока их полезного использования по установленным нормам (пункт 42 Положения).
В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, утвержденным приказом Минфина СССР от 01.11.91 N 56, счет 01 "Основные средства" предназначен для обобщения информации о наличии и движении принадлежащих предприятию на правах собственности основных средств. Арендованные основные средства учитываются на забалансовом счете 001 "Арендованные основные средства", предназначенном для обобщения информации о наличии и движении ценностей, не принадлежащих предприятию, но временно находящихся в его пользовании и распоряжении. Износ по арендованным основным средствам арендатором не начисляется и на издержки обращения не относятся.
Таким образом, из всего вышеуказанного следует, что под приобретением основных средств понимается приобретение их в собственность.
Следовательно, решение суда в этой части подлежит отмене, а исковые требования - удовлетворению.
Суд первой инстанции правильно отказал во взыскании 15 000 рублей штрафа на основании пункта 2 статьи 120 Налогового кодекса Российской Федерации, так как в решении налоговой инспекции в нарушение пункта 3 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации не изложены обстоятельства совершенного налогоплательщиком налогового правонарушения, как они установлены проведенной проверкой, не указаны документы и иные сведения, которые подтверждают эти обстоятельства, доводы, приводимые налогоплательщиком в свою защиту, и результаты проверки этих доводов.
Суд кассационной инстанции проверил также законность решения в части, не являющейся предметом кассационного обжалования. В этой части решение соответствует нормам материального и процессуального права.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 174 и пунктом 1 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.02.2001 по делу N А56-1908/01 отменить в части отказа во взыскании 15 996 рублей штрафных санкций.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Балт-Транс" в доход бюджета 15 996 рублей штрафных санкций и 1 110 рублей государственной пошлина за рассмотрение дела в судах первой и кассационной инстанций.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий |
Т.В. Клирикова |
Н.В. Троицкая
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 мая 2001 г. N А56-1908/01
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника