Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 28 мая 2001 г. N А05-440/01-34/13
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Ломакина С.А., судей Абакумовой И.Д., Петренко А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ООО "Пингвин" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 20.02.2001 по делу N А05-440/01-34/13 (судьи Сметанин К.А., Калашникова В.А., Полуянова Н.М.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Пингвин" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Северодвинску (далее - налоговая инспекция) о признании недействительными пунктов 3 и 5 постановления налоговой инспекции от 31.03.99 N 03-09/283 в части доначисления 6 395 руб. 97 коп. налога на добавленную стоимость, начисления 4 443 руб. 92 коп. пеней за несвоевременную уплату налога и 3 466 руб. 70 коп. пеней за несвоевременную уплату налога на пользователей автомобильных дорог в территориальный дорожный фонд.
Решением арбитражного суда от 20.02.2001 в иске отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе общество просит отменить решение суда и принять новое, указывая на нарушение судом норм материального права.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако их представители в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, налоговой инспекцией проведена выездная налоговая проверка соблюдения обществом налогового законодательства за период с 01.04.96 по 30.09.98, о чем составлен акт от 02.03.99 N 03-04-05/11-47ДСП.
В ходе проверки выявлен ряд нарушений налогового законодательства.
Акт проверки вручен истцу, что им не оспаривается.
По результатам рассмотрения материалов проверки и представленных обществом разногласий налоговой инспекцией вынесено постановление от 31.03.99 N 03-09/283, которым доначислены налоги, начислены пени и и применена налоговая ответственность.
1 эпизод.
В ходе проверки установлено, что общество не исчисляло и не платило налог на пользователей автомобильных дорог с выручки, полученной от реализации хлебопродукции в 1996 году, и от сдачи имущества в аренду в 1997 году. Налоговой инспекцией доначислен налог, а также начислены 3 466 руб. пеней в территориальный дорожный фонд, начисление которых оспаривается истцом.
Суд первой инстанции, отказывая в иске в этой части, сослался на пункт 24.1 Инструкции Госналогслужбы Российской Федерации от 15.05.95 N 30, в котором установлена ежемесячная уплата налога.
Вместе с тем судом не учтено следующее.
Подпунктом "м" пункта 1 статьи 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налог на пользователей автомобильных дорог отнесен к федеральным налогам. При этом установлено, что налоги, служащие источниками образования дорожных фондов, зачисляются в федеральный и территориальный дорожные фонды в порядке, определяемом законодательством о названных фондах.
Пункт 1 статьи 1 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" предусматривает, что на территории Российской Федерации финансирование затрат, связанных с содержанием, ремонтом, реконструкцией и строительством автомобильных дорог общего пользования, осуществляется за счет целевых внебюджетных средств, концентрируемых:
- в Федеральном дорожном фонде Российской Федерации;
- в дорожных фондах республики в составе Российской Федерации, края, области, автономной области, автономного округа.
При этом в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.96 по делу N 16-П указано, что не меняет федеральной природы этих налогов и наделение субъектов Федерации в соответствии с Законом Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" полномочиями определять порядок образования и использования территориальных дорожных фондов, устанавливать ставки и сроки уплаты соответствующих налогов.
Статьей 5 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" установлено, что налог перечисляется каждым плательщиком раздельно на счета Федерального дорожного фонда Российской Федерации и территориальных дорожных фондов. Пунктом 2 этой же статьи установлена ставка федерального налога на пользователей автомобильных дорог, зачисляемого в Федеральный дорожный фонд Российской Федерации и в территориальные дорожные фонды. При этом законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации с учетом местных условий могут повышать (понижать) ставку налога, зачисляемого в территориальные дорожные фонды, но не более чем на 50 процентов от ставки федерального налога.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" порядок образования и использования средств Федерального дорожного фонда Российской Федерации определяется федеральными законами.
Пунктом 10 Порядка образования и использования средств Федерального дорожного фонда, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.92 N 2235-1, установлен срок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог в Федеральный дорожный фонд.
Конституцией Российской Федерации, действовавшей на момент принятия постановления Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.92 N 2235-1 "Об утверждении Порядка образования и использования средств Федерального дорожного фонда", постановления Верховного Совета Российской Федерации отнесены к законодательным актам Российской Федерации, обязательным к исполнению на всей ее территории. Кроме того, данное полномочие Верховному Совету Российской Федерации предоставлено статьей 2 Закона Российской Федерации от 18.10.91 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации".
Следовательно, законодательством предусмотрена ежемесячная уплата налога на пользователей автомобильных дорог в Федеральный дорожный фонд.
В то же время законодатель в пункте 2 статьи 2 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" установил, что порядок образования и использования средств территориального дорожного фонда определяется законами субъектов Российской Федерации.
Законами Архангельской области не предусмотрена ежемесячная уплата данного налога в территориальный дорожный фонд.
Поэтому, исходя из положений статей 2 и 11 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", действовавшего в проверяемый период, и статей 3 и 75 Налогового кодекса Российской Федерации требования истца о признании неправомерным начисления 3 466 руб. 70 коп. пеней за несвоевременное внесение налога на пользователей автомобильных дорог в территориальный дорожный фонд подлежат удовлетворению, а решение суда в этой части отмене.
2 эпизод.
При проверке также установлено, что истец при оптовой реализации товаров юридическим лицам по взаимозачету исчислял налог на добавленную стоимость с наценки. При этом отсутствует раздельный учет реализации товаров оптом и в розницу и товаров, отпущенных из розницы в оптовую торговлю.
Налоговой инспекцией доначислен налог за апрель - декабрь 1996 года, соответствующие пени и применена налоговая ответственность по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Отказывая в иске в этой части, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно пункту 3 статьи 4 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" (в редакции действовавшей в проверяемый период) у предприятий розничной торговли и общественного питания облагаемый оборот при реализации товаров определяется в виде разницы между ценами их реализации и ценами, по которым они производят расчеты с поставщиками, включая сумму налога на добавленную стоимость.
На основании соглашений от 01.07.96 и от 20.10.96 между АБЭР "Гандвик", ИЧП "Кормщик", ТОО "Алмаз" и истцом последний производил отпуск товаров без оплаты физическим лицам по спискам; стоимость товаров учитывалась во взаимоотношениях перечисленных сторон.
Истец не отрицает, что налог на добавленную стоимость от реализации товаров исчислялся и уплачивался в бюджет исходя из розничного товарооборота.
Суд, оценив представленные сторонами доказательства, пришел к выводу, что истец в данном случае не осуществлял розничную торговлю, реализация товаров обусловлена исполнением обязательств, вытекающих из договоров между хозяйствующими субъектами. Следовательно, налоговая инспекция правомерно доначислила налог на добавленную стоимость и пени.
У кассационной инстанции отсутствуют основания для переоценки вывода суда и отмены судебного акта в этой части.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 174 и 175 (пункт 2) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 20.02.2001 по делу N А05-440/01-34/13 отменить в части.
Признать недействительным постановление Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Северодвинску от 31.0.3.99 N 03-04/283 в части начисления 3 466 руб. 70 коп. пеней в территориальный дорожный фонд за задержку уплаты налога на пользователей автомобильных дорог.
В остальной части решение суда от 20.02.2001 оставить без изменения.
Возвратить ООО "Пингвин" из федерального бюджета 100 руб. госпошлины уплаченной при подаче кассационной жалобы.
Председательствующий |
С.А. Ломакин |
А.Д. Петренко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 мая 2001 г. N А05-440/01-34/13
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника