Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 6 марта 2001 г. N А56-25493/00
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Троицкой Н.В., судей Кочеровой Л.И. и Клириковой Т.В., при участии от открытого акционерного общества "Энергетическая Компания "Феникс Холдинг" Егорова О.В. (доверенность от 25.09.2000 N 96/ЮО-ДТ/00), Журавлевой Л.С. (доверенность от 22.01.01 N 16/ЮО-ДТ/01) и Мальтинской Л.П. (доверенность от 26.12.2000 N 108/ЮО-ДТ/00), от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам межрайонного уровня по работе с крупнейшими налогоплательщиками по Санкт-Петербургу Пахомовой М.Г. (доверенность от 09.02.01 N 07-07/2555),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам межрайонного уровня по работе с крупнейшими налогоплательщиками по Санкт-Петербургу на решение от 27.10.2000 (судья Жбанов В.Б.) и постановление апелляционной инстанции от 03.01.01 (судьи Левченко Ю.П., Савицкая И.Г., Зайцева Е.К.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-25493/00,
установил:
Открытое акционерное общество "Энергетическая Компания "Феникс Холдинг" (далее - ОАО "Феникс Холдинг") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском об обязании Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам межрайонного уровня по работе с крупнейшими налогоплательщиками по Санкт-Петербургу (далее - ИМНС Санкт-Петербурга) возвратить из бюджета 38 825 408 рублей налога на добавленную стоимость (далее - НДС) по экспорту за 4-й квартал 1999 года и январь-апрель 2000 года.
Решением от 27.10.2000 суд удовлетворил иск на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 5 и пункта 3 статьи 7 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" от 06.12.91 N 1992-1 (далее - Закон "О НДС").
Апелляционная инстанция постановлением от 03.01.01 оставила решение суда без изменения, признав его законным и обоснованным.
В кассационной жалобе ИМНС Санкт-Петербурга просит отменить принятые по делу судебные акты и отказать ОАО "Феникс Холдинг" в удовлетворении иска, поскольку на момент рассмотрения дела не были проведены встречные проверки поставщиков истца, а следовательно, у суда отсутствовали сведения о наличии в бюджете источника для возмещения заявленных к возмещению сумм НДС.
В отзыве ОАО "Феникс Холдинг" просит оставить кассационную жалобу ИМНС Санкт-Петербурга без удовлетворения, ссылаясь на несостоятельность приведенных в ней доводов.
В судебном заседании представитель ИМНС Санкт-Петербурга поддержал доводы кассационной жалобы, пояснив, что в настоящий момент проверка поставщиков завершена и предъявленная в возмещению сумма НДС перечислена истцу. Представители ОАО "Феникс Холдинг" просили оставить обжалуемые судебные акты баз изменения, считая их законными и обоснованными.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы ИМНС Санкт-Петербурга, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, установила следующее.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "от 11.10.96 N 39" следует читать "от 11.10.95 N 39"
Согласно материалам дела ОАО "Феникс Холдинг" 12.09.2000 обратилось в ИМНС Санкт-Петербурга с заявлением о возмещении из бюджета 39 018 067 рублей НДС по экспорту за 4-й квартал 1999 года и январь-апрель 2000 года. Для подтверждения права на экспортную льготу истец вместе с налоговыми декларациями представил в налоговый орган документы, предусмотренные пунктами 14 и 22 Инструкции Госналогслужбы Российской Федерации от 11.10.96 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" (далее - Инструкция N 39).
Поскольку ИМНС Санкт-Петербурга оставила заявление без рассмотрения, ОАО "Феникс Холдинг" обратилось в суд с требованием обязать налоговый орган возместить из бюджета 38 825 408 рублей НДС, уплаченного поставщикам материальных ресурсов, которые использованы им при осуществлении экспортной деятельности. Ответчик, не оспаривая факт уплаты истцом НДС поставщикам материальных ресурсов, отклонил исковые требования ОАО "Феникс Холдинг" в связи с тем, что истец не подтвердил право на экспортную льготу.
Суд, всесторонне изучив и оценив имеющиеся в деле доказательства в соответствии с требованиями статьи 59 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), установил факт реального экспорта товаров (работ, услуг) и на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 5 и пункта 3 статьи 7 Закона "О НДС" удовлетворил иск в полном объеме.
Апелляционная инстанция, проверив законность и обоснованность выводов суда, постановлением от 03.01.01 правомерно отклонила доводы ответчика об отсутствии оснований для возврата НДС как излишне уплаченного в бюджет и о необходимости проведения встречных проверок поставщика истца для подтверждения фактического поступления в бюджет НДС, полученного ими от истца.
Действительно, суд правомерно удовлетворил иск на основании статьи 7 Закона "О НДС", устанавливающей право налогоплательщика на возмещение из бюджета НДС при исчислении налога, а не в порядке статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающей зачет или возврат только излишне уплаченного налога.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона "О НДС" сумма налога, подлежащая внесению в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги), и суммами налога, фактически уплаченными поставщикам за материальные ресурсы (работы, услуги), стоимость которых относится на издержки производства.
Право на возмещение из бюджета НДС при поставке товаров на экспорт и оказании экспортных услуг предусмотрено пунктом 3 статьи 7 Закона "О НДС", в котором указано, что в случае превышения сумм налога по товарно-материальным ценностям, стоимость которых фактически отнесена (списана) на издержки производства и обращения, над суммами налога, исчисленными по реализации товаров (работ, услуг), возникшая разница засчитывается в счет предстоящих платежей или возмещается за счет общих платежей налогов в десятидневный срок со дня получения расчета за соответствующий отчетный период.
Порядок применения статьи 7 Закона "О НДС" разъяснен в пункте 19 Инструкции N 39, изданной на основании статьи 10 названного Закона. В соответствии с этим пунктом Инструкции сумма НДС, подлежащая внесению в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги), и суммами налога, фактически уплаченными поставщикам за приобретенные (оприходованные) материальные ресурсы (выполненные работы, оказанные услуги), стоимость которых относится на издержки производства и обращения.
Таким образом, право налогоплательщика на возмещение из бюджета НДС обусловлено лишь фактом уплаты им суммы НДС поставщику при оплате товара в порядке, установленном пунктом 1 статьи 7 Закона "О НДС", и фактом оприходования товара, а при освобождении от уплаты налога на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 5 Закона "О НДС" - фактом реального экспорта товаров (работ, услуг). Названные нормами право на возмещение НДС не связывается с фактическим внесением суммы налога в бюджет поставщиками, являющимися самостоятельными налогоплательщиками, а также не предусмотрена обязанность налогоплательщика подтвердить это обстоятельство при предъявлении сумм налога к возмещению из бюджета.
Факт уплаты истцом 38 825 408 рублей НДС поставщикам материальных ресурсов и факт реального экспорта товаров и оказанных услуг ИМНС Санкт-Петербурга в ходе кассационного обжалования не оспаривает. Более того, при рассмотрении дела в кассационной инстанции ответчик признал, что результаты встречных проверок поставщиков подтвердили правомерность требований истца в полном объеме, а связи с чем указанная сумма НДС истцу возмещена.
Пунктом 3 статьи 7 Закона "О НДС" установлено, что отрицательная разница по НДС "возмещается за счет общих платежей налогов в десятидневный срок со дня получения расчета за соответствующий период". Поэтому ссылка ответчика на отсутствие в бюджете источника возмещения предъявленной истцом суммы НДС несостоятельна, а поскольку ИМНС Санкт-Петербурга нарушила и установленный названной нормой срок, суд правомерно удовлетворил исковые требования ОАО "Феникс Холдинг", подтвердившего факт уплаты им сумм налога поставщикам материальных ресурсов и факт реального экспорта товаров (работ, услуг).
При таких обстоятельствах Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа не находит оснований для удовлетворения жалобы ИМНС Санкт-Петербурга, а обжалуемые судебные акты считает законными и обоснованными.
Руководствуясь статьей 174 и пунктом 1 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 27.10.2000 и постановление апелляционной инстанции от 03.01.01 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-25493/00 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам межрайонного уровня по работе с крупнейшими налогоплательщиками по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.В. Троицкая |
Т.В. Клирикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 марта 2001 г. N А56-25493/00
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника