Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 29 мая 2001 г. N А56-2341/01
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Троицкой Н.В., судей Клириковой Т.В. и Корпусовой О.А., при участии от закрытого акционерного общества "Ливиз" Гречишниковой О.В. (доверенность от 27.02.01 N 4) и Полеха Н.Б. (доверенность от 05.01.01 N 5), от Инспекции межрайонного уровня по работе с крупнейшими налогоплательщиками Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Санкт-Петербургу Таран И.В. (доверенность от 20.11.2000 N 07-24/1057),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции межрайонного уровня по работе с крупнейшими налогоплательщиками Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Санкт-Петербургу на решение от 30.01.01 (судья Загараева Л.П.) и постановление апелляционной инстанции от 02.04.01 (судьи Королева T.В., Серикова И.А., Савицкая И.Г.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-2341/01,
установил:
Закрытое акционерное общество "Ливиз" (далее - ЗАО "Ливиз") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Управлению Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Санкт-Петербургу (далее - УМНС) и Инспекции межрайонного уровня по работе с крупнейшими налогоплательщиками Управления Министерства Российской Федерации по налогами и сборам по Санкт-Петербургу (далее - ИМНС) об обязании произвести зачет 8 700 000 рублей излишне уплаченного налога на добавленную стоимость (далее - НДС) по экспорту за март 2000 года в счет предстоящих платежей истца по НДС.
Решением от 30.01.01 суд удовлетворил иск ЗАО "Ливиз" на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 5, пунктов 2 и 3 статьи 7 Закона Российской Федерации от 06.12.91 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (далее - Закон "О НДС").
Постановлением от 02.04.01 апелляционная инстанция оставила решение суда без изменения, признав его законным и обоснованным.
В кассационной жалобе ИМНС просит отменить принятые по делу судебные акты и отказать ЗАО "Ливиз" в иске. По мнению налогового органа, при вынесении обжалуемых судебных актов судами первой и апелляционной инстанций нарушены положения статьи 129 Федерального закона Российской Федерации от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" (далее - Закон N 227-ФЗ), поскольку не завершены встречные проверки всех поставщиков истца на предмет уплаты ими НДС, вследствие чего в бюджете отсутствует источник возмещения налога истцу.
В отзыве на жалобу ЗАО "Ливиз" просит оставить судебные акты без изменения, указывая на несостоятельность доводов налогового органа.
В судебном заседании представитель ИМНС поддержал доводы кассационной жалобы, а представители ЗАО "Ливиз" просили оставить ее без удовлетворения, ссылаясь на обоснованность судебных актов.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы ИМНС, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, установила следующее.
Согласно материалам дела ЗАО "Ливиз" 20.06.2000 обратилось в ИМНС с заявлением о зачете 8 700 000 рублей НДС, уплаченного при экспорте товаров за март 2000 года, в счет предстоящих платежей по НДС и акцизов. При этом истец представил расчет (налоговую декларацию) НДС по экспорту за март 2000 года и документы, подтверждающие его право на применение экспортной льготы, установленной подпунктом "а" пункта 1 статьи 5 Закона "О НДС".
УМНС письмом от 02.08 2000 N 070-5/13001 и ИМНС письмом от 15.12.2000 N 07-05/20426 отказали ЗАО "Ливиз" в зачете указанной суммы НДС, ссылаясь на отсутствие полной информации о проведении встречных проверок по всем поставщикам экспортируемых товаров вплоть до их производителя. Однако право налогоплательщика на возмещение (зачет) НДС при экспорте товаров (работ, услуг) предусмотрено пунктом 3 статьи 7 Закона "О НДС", устанавливающей порядок исчисления налога. В соответствии с названной нормой Закона в случае превышения сумм налога по товарно-материальным ценностям, стоимость которых фактически отнесена (списана) на издержки производства и обращения, над суммами налога, исчисленными по реализации товаров (работ, услуг), возникшая разница засчитывается в счет предстоящих платежей или возмещается за счет общих платежей налогов в десятидневный срок со дня получения расчета за соответствующий отчетный период.
Порядок применения статьи 7 Закона "О НДС" разъяснен в пунктах 19, 21 и 22 Инструкции Госналогслужбы Российской Федерации от 11.10.95 N 39 (далее - Инструкция N 39), изданной на основании статьи 10 названного Закона. В соответствии с пунктом 19 Инструкции N 39 сумма НДС, подлежащая внесению в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги), и суммами налога фактически уплаченными поставщикам за приобретенные (оприходованные) материальные ресурсы (выполненные работы, оказанные услуги), стоимость которых относится на издержки производства и обращения.
Таким образом, право налогоплательщика на возмещение (зачет) из бюджета НДС обусловлено лишь фактом уплаты им суммы НДС поставщику при оплате товара в порядке, установленном пунктом 1 статьи 7 Закона "О НДС", и фактом оприходования товара. В силу пункта 21 Инструкции N 39 при освобождении от уплаты налога на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 5 Закона "О НДС" возмещение (зачет) НДС, фактически уплаченного поставщикам за приобретенные (оприходованные) товары (выполненные работы, оказанные услуги), производится при наличии у экспортера документов, подтверждающих реальный экспорт товаров, перечень которых приведен в пункте 22 этой Инструкции.
Названными нормами право на возмещение (зачет) НДС не связывается с фактическим внесением суммы налога в бюджет поставщиками, являющимися самостоятельными налогоплательщиками. Поэтому кассационная инстанция считает несостоятельным довод жалобы ИМНС об отсутствии сведений, подтверждающих поступление в бюджет налога, уплаченного ЗАО "Ливиз" поставщикам в установленном порядке.
Несостоятелен, по мнению кассационной инстанции, и довод ИМНС об отсутствии в бюджете источника возмещения предъявленной истцом суммы НДС в случае неуплаты налога его поставщиками, поскольку согласно пункту 3 статьи 7 Закона "О НДС" отрицательная разница по НДС "засчитывается в счет предстоящих платежей или возмещается за счет общих платежей налогов в десятидневный срок со дня получения расчета за соответствующий период". Следовательно, в силу названной нормы источником возмещения НДС являются поступившие в бюджет общие платежи налогов, в связи с чем для возмещения налога и установлен десятидневный срок со дня получения расчета налогоплательщика за соответствующий период, а не результатов встречных проверок поставщиков, как настаивает ответчик. Кроме того, ЗАО "Ливиз" в данном случае просит произвести зачет НДС в счет предстоящих платежей, а не возместить его из бюджета путем зачисления сумм на расчетный счет.
Также несостоятельна ссылка ИМНС на положения статьи 129 Закона N 227-ФЗ, поскольку ранее введенным в действие пунктом 3 статьи 7 Закона "О НДС" предусмотрено право налогоплательщика на возмещение НДС из бюджета "за счет общих платежей налогов" при соблюдении им установленных этой нормой условий. Однако ответчики не представили доказательства отсутствия в федеральном бюджете 8 700 000 рублей "общих платежей налогов", которые необходимы для реализации установленного подпунктом "а" пункта 1 статьи 5 и пунктом 3 статьи 7 Закона "О НДС" права ЗАО "Ливиз" на возмещение из бюджета НДС, уплаченного им при экспорте товара. Кроме того, положения статьи 7 Закона "О НДС" не противоречит Закону N 227-ФЗ.
В данном случае ИМНС не оспаривает соблюдение ЗАО "Ливиз" установленных пунктом 3 статьи 7 Закона "О НДС" условий: фактическую уплату истцом НДС поставщикам товаров и реальный их экспорт, что подтверждено предусмотренными пунктом 22 Инструкции N 39 документами.
При таких обстоятельствах суд решением от 30.01.2001 правомерно удовлетворил иск ЗАО "Ливиз", обязав ИМНС произвести зачет 8 700 000 рублей НДС в счет предстоящих платежей.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы ИМНС, а решение суда и постановление апелляционной инстанции считает законными и обоснованными.
Руководствуясь статьей 174 и пунктом 1 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 30.01.01 и постановление апелляционной инстанции от 02.04.01 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-2341/01 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции межрайонного уровня по работе с крупнейшими налогоплательщиками Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.В. Троицкая |
О.А. Корпусова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 мая 2001 г. N А56-2341/01
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника